Недавно на Правмире была статья про елки ( http://www.pravmir.ru/da-zdravstvuet-elka/ )
В обсуждении был следующий коммент:
«В день зимнего солнцестояния древние язычники (в том числе и германцы) собирались перед елью и приносили перед ней жертвы. По всей видимости, изначально жертвы были человеческие, а потом в жертву стали приносить животных. Жертву убивали, ветви ели обмазывали ее кровь, и развешивали на ветвях ее внутренности (сердце, печень, почки, кишки), так же развешивали орехи, сладости и проч. По представлениям древних язычников ель являлась обиталищем лесного божества, собственно именно ему, а не ели, и приносились жертвы. Ель, а не какое-то другое дерево было выбрано потому, что язычники не понимали, почему все деревья стоят голые (т.е. без листьев), а ель, так же как и летом зеленая, и ни мороз, ни снег ей не страшны. Они считали, что ель потому обладает такими чудесными свойства, что в ели обитает дух леса. Ну а поскольку жизнь древних язычников была сильно связана с лесом, то они и считали необходимым задабривать это божество своими дарами (жертвами). Поэтому украшение ели разного рода игрушками и гирляндами это есть не что иное, как символическое повторение древнего языческого обычая жертвоприношения (шары – внутренности, гирлянды – кишки и т.д.). То, что сейчас на Рождество украшают елку, есть следствие смешения христианства с язычеством, а изначально никакого отношения к христианству и Рождеству этот обычай не имел»
Скорее всего, это действительно так, поскольку в разное время в разных источниках я читал приблизительно тоже самое. Древние германские племена совершали перед елью кровавые жертвоприношения. В какой-то момент эти язычники приняли христианство, но, несмотря на это, некоторые языческие обычаи и обряды все равно продолжали жить в их среде, только в более мягкой форме (кровавые жертвы полностью исчезли и были заменены некоторыми символами). Т.е. было своего рода двоеверие, люди веровали во Христа, почитали Его и поклонялись Ему, но при этом не оставляли старых языческих обрядов. Когда же западная церковь (неважно, кто это был, католики или протестанты) поняла, что она не может искоренить эти языческие обряды, то просто решила их воцерковить, наполнив их христианским содержанием и смыслом. Так елка стала символом Рождества, сначала на западе, ну а потом и у нас. Хорошо это или плохо, я обсуждать не хочу, т.к. цель моей записи в другом…
Разумеется, такой антиелочный коммент вызвал у участников обсуждения бурю негодования и возмущения, в частности они писали:
«Вряд ли кто-то из участников всерьез может воспринять связь каких-то древних языческих обрядов с нашей радостной и красивой традицией, связанной с детством, со сказками, с подарками под этой елкой - то есть, ни с чем, кроме любви, радости и тепла»
«Для чистых сердцем всё чисто. А кто не хочет понять и принять это- не поймёт и не примет»
«И если чей-то ребёнок повесит на ёлочку купленную мамой или сделанную своими руками фигурку ангела, то она, эта фигурка, фигуркой ангела и останется. И шарики со снежинками - это шарики со снежинками! Хотя больное воображение может пририсовать что угодно»
«Во всём, при желании, можно найти языческие корни»
«Есть любители испоганить всё, что угодно»
«Хочу напомнить, что в христианстве были кардинально переосмыслены многие символы…»
«…христиане переосмыслили многие языческие символы - не только ель… В христианском контексте ель - это символ вечной жизни, а украшения напоминают нам о плодах поста…» и т.д…
Зачем я привожу здесь эти комменты, поясню чуть позже.
А незадолго до того, как появилась статья про елки, на Правмире была опубликована статья о. Игоря Прекупа «Год Дракона?» ( http://www.pravmir.ru/vostok-delo-tonkoe/ ), в которой он критикует увлечение людей гороскопами и разного рода оккультными символами (в частности, драконами), в ней есть такие слова: «Богоотступничество, как и любой грех, бывает разной степени. И грех греху рознь – в зависимости от степени вменения, последствий и т.п. Но разрушительная для души суть не меняется. Страшилки? Да что вы! Ничуть. Смотрите сами: все эти приготовления, покупки знаков очередного грядущего года… подарки с этой (давайте называть вещи своими именами) оккультной символикой, ритуальные действия… что это как не культ?». И еще: «И неважно, что это мало отношения имеет к подлинной китайской традиции, важно, что человек, пусть даже в игровой форме, но поучаствовал в культе века сего. А князь мира сего свободен от мелкого самолюбия. Его гордыня пренебрегает такими деталями, как недостаточно серьезное отношение к ритуалу. Он и такую жертву принимает, и такого поклонника приветствует. Шутовской, скажете? Понарошку, никто же не верит ни в какого дракона, просто надо же людям позабавиться?...». И в таком духе написана вся статья.
Я потому здесь привожу слова о. Игоря и людей с форума, что эти слова очень показательны. Я думаю, что если среди православных провести опрос, на тему того, как они относятся к елкам и драконам (не только к драконам, а вообще к китайскому гороскопу и его животным), то большинство выскажется в том же духе, что и о. Игорь, и люди с форума. Т.е. отношение к елкам будет очень положительное, а к драконам, мышам, быкам, тиграм и прочему, очень отрицательное. Но почему??? Почему одни языческие символы мы принимаем и защищаем, а другие резко критикуем и осуждаем? Чем, собственно, драконы, свиньи, змеи, хуже елок? Да ни чем, такое же язычество, да и только, и все те критичные слова, которые о. Игорь высказал в адрес драконов, точно так же могут быть отнесены и к елкам, а слова, высказанные людьми с форума в защиту елок, могут быть отнесены к драконам. Например: «Вряд ли кто-то всерьез может воспринять связь каких-то древних языческих обрядов с нашей радостной и красивой традицией дарить на новый год (Рождество) дракончика, собачку, тигренка, связанной с детством, с подарками… то есть, ни с чем, кроме любви, радости и тепла», «Для чистых сердцем всё чисто, поэтому если один человек дарит или принимает от другого в качестве новогоднего или Рождественского подарка дракона (лошадь, змею…), то в этом нет ничего плохого и нет никакого греха. А кто не хочет понять и принять это - не поймёт и не примет…» «И если чей-то ребёнок повесит над своей кроваткой купленную мамой или сделанную своими руками фигурку дракона, то она, эта фигурка, фигуркой дракона и останется. И собачки и петушки - это собачки и петушки! Хотя больное воображение может пририсовать что угодно». Или так: «Богоотступничество, как и любой грех, бывает разной степени. И грех греху рознь – в зависимости от степени вменения, последствий и т.п. Но разрушительная для души суть не меняется. Страшилки? Да что вы! Ничуть. Смотрите сами: все эти приготовления к украшению елки, покупки елочных игрушек, которые символизируют жертву… подарки с этой (давайте называть вещи своими именами) оккультной елочной символикой, ритуальные действия (хоровод, песенки про елку)… что это как не культ?», «И неважно, что это мало отношения имеет к подлинной языческой традиции древних германцев, важно, что человек, пусть даже в игровой форме, но поучаствовал в культе века сего. А князь мира сего свободен от мелкого самолюбия. Его гордыня пренебрегает такими деталями, как недостаточно серьезное отношение к ритуалу. Он и такую жертву принимает, и такого поклонника приветствует. Шутовство, скажете? Понарошку, никто же не верит ни в каких духов леса обитающих в елке, просто надо же людям позабавиться?...»
Но почему-то осуждаются и критикуются лишь китайские драконы и прочая живность (хотя непонятно, а почему бы их тоже не оправдать), а елки, наоборот, у церковного люда пользуются любовью и почетом, некоторые батюшки даже в алтарь елку ставят. Представляю лицо какого-нибудь преосвященного, если бы он узнал, что один из его отцов затащил на Рождество в алтарь большого дракона, но с елкой ничего, елку можно. Так почему же так, почему одни языческие обряды мы принимаем, а другие отвергаем? По-моему, это выглядит очень странно, непоследовательно и нелогично. Получается какая-то система двойных стандартов: одни языческие обряды – хорошо, другие – плохо. Только непонятно, почему одни языческие обряды – хорошо, а другие – плохо. Христос сказал: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым», (Мф. 12, 33). Если язычество – хорошо, то и плоды его (разного рода языческие обряды) тоже хороши (думаю, что говорить, что язычество – хорошо, никто не будет), если же язычество – плохо (с этим, наверное, все согласятся), то и плоды его (обряды) тоже плохи. Тогда зачем же нам эти обряды нужны? Или нужны? Если нужны, то какие и кто определяет, какие нужны, а какие нет?
Еще в обсуждении на форуме были такие слова: «Во всём, при желании, можно найти языческие корни…», «Есть любители испоганить всё, что угодно». Во-первых, не надо искать языческие корни в том, в чем они итак хорошо видны, в елке эти корни вообще наружу торчат, так что только слепой может их не заметить. А во-вторых, даже если в тех или иных церковных обрядах и символах есть языческие корни (хотя, на самом деле, таких обрядов и символов в Церкви мало),то это совсем не означает, что можно без разбора тащить в Церковь любой языческий обряд, говоря при этом, что, дескать, воцерковили одно язычество, воцерковим и другое. Если так рассуждать, то Церковь может превратиться в проходной двор для разного рода язычества, которое пока его будут воцерковлять, может действительно испоганить то, что Церковь хранила в себе веками. Для примера взять хотя бы китайский зверинец, ведь при желании можно воцерковить и его. Например, так: каждый год на Рождество приносить в храм зверей (не живых, разумеется, а игрушечных), в год коровы – коровок, в год лошади – лошадок и т.д. (а можно и вообще сразу двенадцать) и расставлять их по храму, возле вертепа, возле праздничной иконы, на иконостас прикрутить парочку, ну а кто-то обязательно и в алтарь затащит. А на вопрос: что это такое, и что это значит? Отвечать, что эти животные символизируют тех животных, которые присутствовали при Рождестве Христовом, а так же эти животные символизируют то, что вся тварь хвалит Господа… И все будет очень благочестиво и благопристойно и можно будет на Рождество дарить друг другу рождественских коров, лошадей, драконов и проч. Но нам это нужно? Если нет, то тогда зачем нужны елки?
Я много раз слышал приблизительно следующие слова: «…в христианстве были кардинально переосмыслены многие символы… христиане переосмыслили многие языческие символы…» Но я не понимаю, почему одни языческие символы и обряды переосмысливаются Церковью и принимаются ею, а другие (порой даже более безобидные), решительно отвергаются? В связи с этим у меня несколько вопросов.
Каким образом происходит воцерковление языческого обряда и как это происходит? Кто решает, какой языческий обряд стоит воцерковлять, а какой нет? Это решает синод, Архиерейский собор или может Поместный? И почему выбор падает на тот или иной обряд? Это зависит от популярности обряда в народе, от трудности его искоренения, от степени его безобидности и совместимости с православием? Может, прежде чем присоединить к Церкви тот или иной языческий обряд создается специальная синодальная комиссия, которая занимается изучением деяний обряда и затем уже выносит решение о возможности его присоединения? И как это происходит, т.е. после чего тот или иной языческий обряд считается православным, может есть какой-то специальный чин присоединения к Церкви языческого обряда? Или может все происходит исключительно по команде сверху (как было с елками), царь сказал праздновать Рождество с елками и все стали праздновать, президент скажет праздновать с драконами, будем праздновать с драконами… А может все намного проще, в отношении языческих обрядов действует хорошо известный принцип: «Аще изволит настоятель», т.е. если тому или иному священнику (архиерею) симпатичен тот или иной языческий обряд, то он начинает под благовидным предлогом протаскивать его в Церковь, ну а если не симпатичен (например, как драконы о. Игорю), то он обрушивается на этот обряд с яростной критикой. Так как же?
П.С. Поскольку слова: «…в христианстве были кардинально переосмыслены многие символы… христиане переосмыслили многие языческие символы…» действительно можно услышать довольно часто, то хочу спросить. Какие еще языческие обряды и символы пришли в Церковь из язычества?