Виртуальный Часослов (4asoslov) wrote in ustav,
Виртуальный Часослов
4asoslov
ustav

Category:

Стерлигов против Пасхи: разбор полетов

Давно ничего никуда не писал (френды простите, кому не отвечал в личку, некогда), а тут на днях наткнулся на "Ридусе" на заметку о том, что экстравагантный предприниматель-овцевод Герман Стерлигов оспаривает дату православной Пасхи. Речь идет о следующих записях Стерлигова: первая, вторая и заключительная. Понятно, что Германа Львовича мало кто воспринимает всерьез, однако сам по себе вопрос интересный. Вот что мне удалось нагуглить, тезисно:

— Формула расчета Пасхи в любой год существует, но она достаточно сложна, чтобы пользоваться ей, что называется, "в быту". При желании это можно сделать, пытливые могут исследовать вопрос сами, а для большинства есть пасхалия, о чем читаем дальше.

— Православные не вычисляют день Пасхи каждый год, «Вычислять» Пасху берется, мудрствуя лукаво, как раз сам Г.С.; православные ее дату просто берут из пасхалии, которой Церковь следует уже 1700 лет. В 2013 году, 73-м году 15-го Великого индиктиона, она будет 22 апреля (5 мая н.ст.). В этот же день она была в 1481 г., 949 г. и 417 гг., и в этот же день — если будет на то милость Божия — будет в 2545 г.

— Использование нового стиля при рассуждении о православной Пасхе некорректно. Ее дата устанавливается по юлианскому календарю.

— Соответственно, весенним равноденствием мы считаем 21 марта по старому стилю — как и святые отцы Никейского Собора. Конечно, дата астрономического равноденствия за прошедшие 17 веков отошла от этой точки примерно на 13–14 дней. Но какое имеет отношение научная астрономия к христианскому празднику?

— Песах вычисляется современными иудеями совсем не так, как во времена Моисея и Христа, и принимать во внимание эту дату нет вообще никаких оснований. Кроме того, в древних пасхалиях «фаска жидомъ» всегда обозначает только один день — пасхальное полнолуние, и никогда не имеет в виду 7-дневный праздник Опресноков.

— «Математик Гаусс» (разработавший алгоритм вычисления католической Пасхи) не имеет к православной пасхалии ровным счетом никакого отношения. Зато Г.С. отбросил в сторону пасхалию, освященную авторитетом святителя Николая Мирликийского и других Отцов Никейского Собора, и тем самым подпал под каноническое осуждение: «Все, дерзающие нарушать определение святого и великого Собора, в Никее бывшего в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего царя Константина, о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, если продолжат любопрительно восставать против доброго установления» (Антиох. 1).

— Для Г.С. указатели даты праздника Светлого Воскресения Христова — не святые Отцы и не многовековая православная традиция, а «солнышко и луна». Здесь его логика повторяет рассуждения ученых папских астрономов XVI века, которые показали всему миру, что ради научной точности можно попрать даже самую древнюю традицию. Между тем, православные давно знали о том, что Александрийская пасхалия постепенно отклоняется от наблюдаемых астрономических явлений: равноденствие каждые 128 лет отступает от 21 марта на 1 день к началу года, а табличные полнолуния каждые 300 лет оказываются на стуки позже реальных. Но какое это имеет значение? В отличие от ветхозаветной Пасхи, которая была сезонным праздником и была связана с сельскохозяйственными реалиями, светлое Воскресение Христово возвышается над всеми земными и небесными явлениями природы. Кроме того, опасения папы Григория XIII, который в 1582 г. реформировал юлианский календарь, «чтобы Пасха не попала на осень», выглядят нелепыми в наше время, когда на родине папы Франциска I — в южном полушарии — католики всегда отмечают Пасху именно в это время года.

"Такие дела" (с). Более подробно об этом же, сегодня, кстати, пишут на "Фоме".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments