der Doktor (gasloff) wrote in ustav,
der Doktor
gasloff
ustav

Каноническое предписание свт. Иоанна Златоуста, как надлежит приступать к святому причастию

Каноническое предписание свт. Иоанна Златоуста из беседы на послание ап. Павла к Ефесянам, как надлежит приступать к святому причастию

греческий текст:
Τοῦ Ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Χρυσοστόμου, ἐκ τῆς ἑρμηνείας τῆς πρὸς τοὺς Ἐφεσίους ἐπιστολῆς. Περὶ τῆς θείας κοινωνίας.

Πολλοὺς ὁρῶ τοῦ σώματος τοῦ Χριστοῦ μετέχοντας ἁπλῶς καὶ ὡς ἔτυχε καὶ συνηθείᾳ καθαρᾷ ἑπόμενοι μετέχουσιν. Ἄν ἐπιστῇ, φησίν, ὁ τῆς ἁγίας Τεσσαρακοστῆς καὶ τοῦ Πάσχα καιρός, οἷος ἄν ᾖ τις, μετέχει τῶν μυστηρίων. Ἀλλ᾿ οὐ χρὴ ἑορτὰς ἐπιτηρεῖν, ἀλλὰ συνειδὸς καθαίρειν καὶ τότε μετέχειν, ὁ γὰρ ἀκάθαρτος καὶ ἀνάξιος οὐδὲ ἐν ἑορτῇ δίκαιος ἄν εἴη μετέχειν τῆς ἁγίας καὶ φρικωδεστάτης σαρκός. Ἐννόησον γάρ, ὅτι οἱ τῆς παλαιᾶς θυσίας μετέχοντες πολλὴν ἐκέκτηντο τὴν φειδῶ, προηγνίζοντό τε καὶ πάντοθεν ἐκαθαίροντο. Σὺ δὲ θυσίᾳ προσιών, ἣν καὶ ἄγγελοι φρίττουσι, καιρῶν περιόδοις τὸ πρᾶγμα περιορίζεις καὶ μιαραῖς χερσὶ καὶ χείλεσι κατατολμᾷς τοῦ σώματος καὶ αἵματος τοῦ Χριστοῦ; Καὶ βασιλέα μέν, οὐκ ἂν ἕλοιο καταφιλῆσαι, ὀδωδότος σου τοῦ στόματος, τὸν δὲ βασιλέα τοῦ οὐρανοῦ ψυχῇ καταφιλεῖς ὀδωδυίᾳ; ὕβρις τὸ πρᾶγμα ἐστίν. Οὐκοῦν εἰ τῆς μεταλήψεως οὐκ εἶ ἄξιος, οὐδέ τῆς εὐχῆς καὶ τῆς συστάσεως τῶν ἀξίων. Ἄκουσον γὰρ καὶ τοῦ Κυρίου λέγοντος· Οἱ ἐν μετανοίᾳ προσέλθετε, ὅσοι δὲ μὴ μετέχουσιν, οὐ ἐν μετανοίᾳ εἰσίν.

русский текст:
Замечаю, что многие просто, как случится, больше по обычаю и заведенному порядку, чем с разсуждением и сознательно, приобщаются тела Христова. Настало, говорят они, время св. четыредесятницы и день св. Пасхи, всем, - каков бы кто ни был (по внутреннему расположению), - должно приобщиться таин. Праздник можно и не праздновать, между тем совесть надо очистить и только тогда причаститься. Ибо кто не чист и не достоин, не вправе и в праздник причащаться святаго и страшнейшаго тела. Помысли, что участвовавшие в древнем жертвоприношении употребляли большую предосторожность. Они наперед очищались и являлись во всем очищенными; ты же, приступая к жертве, которой ангелы трепещут, определяешь совершение этого дела известным временем и осмеливаешься нечистыми устами и руками принимать тело Христово? Ты и царя не осмелишься облобызать, когда изо рта у тебя дурной запах: как же ты с зловонной душею дерзаешь лобызать Царя небеснаго? Такой поступок оскорбление для Него. А потому, если ты недостоин причастия, в таком случае не принадлежишь и к тем, которые достойны молитвы и церковной службы. Послушай же Господа, который говорит: Елицы в покаянии (те и приступают), а которые не причащаются, те не в покаянии.

еп. Никодим Далматский (Милаш):
Настоящее каноническое предписание о том, как надлежит приступать к святому причастию, взято из беседы св. Иоанна Златоуста на послание ап. Павла к Ефесянам[1].

Примечания:
1. Греческий текст см. в Аф. Синтагме, IV,390 [Ср. Migne, s.g., t.62, col.28-9. Предлагаемый русский перевод по сокращенному тексту Аф. Синтагмы, а распространенный русский перевод по распространенному тексту в издании Миня см. в полном собрании "Творений св. Иоанна Златоуста", изд. спб. дух. академии 1905 г., т.11, стр.29-30].
Tags: каноническое право: толкования, причащение и подготовка к нему
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments