Сергей Дудоладов (sdudoladov) wrote in ustav,
Сергей Дудоладов
sdudoladov
ustav

Category:

Избиение Вифлиемских младенцев и святоотеческие толкования.

С праздником!

1. Тема вопроса: Избиение младенцев Иродом и святоотеческие толкования на эту тему. Буду благодарен за любой предоставленный материал со ссылками на источники.

2. Встречающееся толкование в русских списках 16 века на Пс.90:7 «Падéтъ от страны́ твоея́ ты́сяща, и тмá одеснýю тебé, къ тебѣ́ же не прибли́жится» в контексте темы Рождества Христова и пророчества о избиении младенцев и спасении младенца Христа. Кто-то встречал у святых отцов? Может известен иной, или апокрифический источник аллюзии? Хотя апокрифов у нас не сильно много...

3. Кроме того существуют упоминания описания избиения со ссылкой Григория Нисского:
«Как изобразить палача, с обнаженным мечом стоящего над младенцем: взгляд его суров и дышит убийством, речь его страшна; одной рукой он тащит к себе младенца, другой простирает меч, между тем мать с другой стороны влечет свое дитя к себе и подставляет собственную выю острию меча». Святитель описывает далее стенания и вопли родителей, ужас детей, прижимающихся к груди матерей и получающих смертельные удары в утробу; иной палач одним ударом пронзает младенца и мать, иной отторгает младенца от груди матери…»

4. Описания Избиения Вифлеемских младенцев, которые широко гуляют по официальным сайтам Церкви, проповедям, а отрывки приписываются свт.Иоанну Златоусту, прп.Иоанну Дамаскину и свт.Григорию Нисскому. Два отрывка свт.Иоанна Златоуста, прп.Иоанна Дамаскина включены в Жития свт.Димитрия Ростовского. У свт.Димитрия Ростовского в житиях есть нижеуказанный отрывок, а у св.отцов, на которые он ссылается, я найти эти места не могу, может кто подскажет где это точно есть и есть ли вообще?

"От гробницы ее и Вифлеем получил наименования Рахили. Итак, когда в Рахили, т. е. в Вифлееме, избивали младенцев, то в городе Раме, как отстоявшем не очень далеко от Вифлеема, были слышны плач, рыдания и великий вопль матерей, плакавших о своих убитых чадах. Плач этот отчасти описывают два святые Иоанна: Златоуст и Дамаскин. Первый из них повествует следующее.
   Видя это, матери спрашивали убийц:
   — За что вы убиваете наших детей? Какую обиду причинили они царю или вам?
   И не было никого, кто бы ответил, почему совершается это напрасное убийство, не было никого, кто бы утешил их в этом великом горе. Они же с воплями взывали к воинам:
   — Пощадите нас, пощадите! Разве у вас у самих нет матерей? Разве вы не ведаете любви материнской? Разве у вас нет жен? Разве не были вы любимы вашими матерями? Неужели вы не страшитесь, что и с вашими детьми случится то же? Сжальтесь над нами! Не лишайте нас детей наших, но избейте сначала нас самих, ибо мы не в силах перенести смерть наших детей! Пронзайте нас самих! Если наши дети причинили вам какое-либо зло, то пусть и мы умрем вместе с ними!
   Так вопили они в сердечной тоске и, обезумев от печали, забывши стыд, раздирали на себе одежды, от скорби били себя в грудь, терзали себе лица, рвали волосы, и призывали небеса во свидетели, взывая к Богу:
   — О Владыка наш, Господи! Что значит эта великая жестокость царя? Он восстает на Твое творение: Ты создал, а он убивает; Ты дал нам детей, а он отнимает их у нас! Зачем родили мы на свет мальчиков, если наши младенцы должны подвергаться столь жестокой смерти?"
  Святой Иоанн Дамаскин повествует об этом плаче так:
"Матери, претерпевшие страдания при рождении своих детей, сидели при трупах убитых младенцев, с распущенными волосами, воздевая руки к небу, они рвали на себе волосы, посыпали волосы пылью, призывали небеса во свидетели и, обливаясь слезами, так говорили к отсутствующему Ироду, как бы к присутствующему:
   — Что значит это повеление твое, царь, направленное против нас? Разве ты не отец своих детей? Разве ты не знаешь, как велика любовь родителей к детям? Звезда ли оскорбила тебя? Но почему ты тогда не направляешь свои стрелы в небо, а иссушаешь молоко в наших сосцах? Волхвы ли причинили тебе зло? Но тогда почему же ты не воюешь с Персией, а лишаешь детей Вифлеем? Если родился новый царь и ты узнал о нем из книг, то схвати Гавриила и посади его в темницу.»
Tags: догматика и богословие
Subscribe

  • Как правильно класть поклоны

    На Афоне доводилось видеть как монахи делают земные поклоны, это больше похоже на отжимания, чем на земной поклон в том виде, в котором понимаем его…

  • Вопрос

    Могу ли я вести блог употребляя в нем на свое усмотрение цитаты отцов Правосланой Церкви и прочую информацию, не получая то никаких благословений?…

  • Иск о признании мессией (быль)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гр.д.№ 11-18965 6 сентября 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments