alex_rus (alex_rus) wrote in ustav,
alex_rus
alex_rus
ustav

Учение восточной православной Церкви о крещении, второкрещенстве, перекрещивании и обливанстве.(2)

Продолжение

Справедливости ради нужно сказать, что Церковью допускается обливательное крещение только в самых исключительных случаях, когда человек болен или при смерти. В таких случаях разрешается совершить обряд крещения даже мирянину, в надежде на милосердие Божие, т.к. Господь лучше нас видит и учитывает все обстоятельства жизни. Другими словами, допускается отступление от уставных норм и правил только в том случае, если есть уважительная причина. Можно даже песком крестить человека в пустыне, если существует опасность смерти, но что делать, если эта опасность миновала, а человек, крещенный песком или обливанием, остался жив? В этом случае отцы наши крестили человека как положено, в три погружения, по правилам, выработанным Вселенскими соборами. В «Духовном луге» изд. Троице-Сергиевой лавры, 1915 г., в главе 176, стр. 207, описан случай, на который любят ссылаться защитники обливательного крещения, что, дескать, достаточно и одной капли воды, и даже слюны, или песком можно посыпать, и это будет всё равно подлинным и совершенным крещением. Ни в Житиях, ни в Правилах нет такого утверждения, и вот как выглядит в действительности этот случай с крещением песком. «Идя по пустыне, был обращен к вере молодой еврей, который потом тяжко заболел. Братия крестила его песком, а когда пришли к епископу Дионисию, тот велел крестить еврея в воде, ни во что вменив крещение песком». Нарушение способа крещения может быть оправдано до тех пор, пока существуют обстоятельства, оправдывающие это нарушение. Когда же исчезают такие обстоятельства, вместе с ними исчезает и оправдание, поэтому отцы наши, ничтоже сумняшеся, заново крестили людей, которые, находясь в сложных, исключительных обстоятельствах, не могли креститься в три погружения.
Почему же сегодня в нашей Церкви не перекрещивают тех людей, которые крещены не в три погружения, как этого требуют правила Второго и Шестого Вселенских соборов? Дело в том, что после того, как русская знать стала выбирать себе в жены и мужья инородцев и иноверцев, как правило не православных, а инославных, в Церкви встал вопрос об их перекрещивании, так как они были крещены у себя на родине обливанием, которое не считалось совершенным крещением. В связи с этим обстоятельством возникли проблемы между гражданской и церковной властями. Когда царь Михаил Федорович в 1643 г. решил выдать замуж свою дочь Ирину за датского принца Вольдемара, то патриарх Иосиф не стал совершать обряд венчания по той простой причине, что принц Вольдемар был крещен обливанием в Лютеранской церкви. Патриарх предложил Вольдемару креститься, но тот крепко держался за свои заблуждения и всячески пытался оправдать законность обливательного крещения. В результате брак так и не состоялся, а принцу Вольдемару пришлось уехать к себе домой. Патриарх Иов в своё время также требовал, чтобы жена Лжедмитрия Марина Мнишек была присоединена к Православию посредством истинного крещения. Такое же требование патриарх Ермоген и другие иерархи Русской Церкви предъявляли польскому королевичу Владиславу. В 1620 г. в Москве состоялся освященный Собор под председательством патриарха Филарета. На Соборе разбиралось дело Ионы, митрополита Сарского и Подонского, повелевшего принять двух поляков без перекрещивания, подвергнув их только миропомазанию (как это делается сегодня – прим. авт.). На Соборе Иона принес повинную в этом поступке. Собор уложил: латин перекрещивать, как еретиков и обливанцев.
Эти исторические примеры ясно показывают, что до раскола наша Церковь в вопросах веры не шла на компромисс даже с царём, и чётко следовала правилам и канонам Восточной Православной Церкви. Со временем такое положение перестало устраивать светскую власть, увлёкшуюся Западом, т.к. оно препятствовало их прямым интересам. Главным препятствием на пути удовлетворения личных потребностей и интересов стали церковные правила и каноны, которые нужно было изменить таким образом, чтобы грех перестал считаться грехом, что и было сделано. Поскольку миряне церковных таинств совершать не могут, наша Церковь в XVII веке, под давлением властей, признала католическое священство. Католики, до церк. реформы XVII века, считались первочинными еретиками, у которых по канонам священство не признаётся, а это означает, что таинств они совершать не могут, в том числе и таинство крещения. Для того, чтобы узаконить католическое обливательное крещение, была признана католическая иерархия со всеми вытекающими отсюда последствиями. В результате стало возможным жениться и выходить замуж за иностранцев-обливанцев без поднятия вопроса об их перекрещивании. Окончательно это нововведение было закреплено указом Петра I, который, как известно, Россию хотел превратить в Голландию. Для этого по приказу царя, Синодом РПЦ была издана книга, которая так и называется – «Истинное оправдание правоверных христиан крещением поливательным во Христа крещаемых». Известно, что Петр I особой святостью не отличался, тем не менее, многие священники при совершении таинства крещения руководствуются не правилами и канонами Православной Церкви, написанными св. отцами, а указом грешного царя, преклонявшегося перед Западом.
Вот каковы истинные причины, по которым наша Церковь изменила некоторые каноны, которые стали допускать то, что раньше считалось недопустимым. После раскола изменились не только тексты и обряды, изменилось во многом и богословие. То, что до реформы считалось ересью, после реформы ересью быть «перестало». Эти метаморфозы коснулись буквально всего: пения, иконописи, церковного устава, текстов и служб. Всё, что св. отцами категорически воспрещалось, стало иметь в Церкви как бы право гражданства. Если вы сегодня спросите у какого-либо священника, можно ли крестить обливанием, то в большинстве своём ответ будет положительным и удивляться тут нечему. Это печальное состояние, в котором оказалась наша страна и Церковь, не должно однако сбивать с толку людей, ищущих истину. Двух истин, как известно, не бывает, а вот отступлений от истины – сколько угодно. Нарушение внешней стороны таинства крещения закономерно привело и к нарушению внутренней, т.к. между ними существует глубокая взаимосвязь. В результате, неважно стало не только как крестить, но и кого крестить. Церковные правила и каноны обязывают священников оглашать желающих принять таинство крещения, но сегодня этого нет и в помине (за редким исключением).
Выше много говорилось о внешней стороне таинства крещения, без которой оно не может совершиться, но существует, безусловно, и внутренняя. Наверное ни для кого не является секретом то, что обязательным условием для крещения должна быть вера и желание жить по заповедям Христовым. Свт. Кирилл Иеросалимский говорит готовящимся ко крещению: «Смотри, не приходи к крещающим как Симон, лицемерно, между тем, как сердце твое не ищет истины …ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, - если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое». Соборные правила повелевают перекрещивать не только тех, кто крестился не в три погружения, но и тех, кто при правильной форме крещения крестился не по вере, а по другой какой причине. При патриархе Луке соборно было определено – «таковых, приступающих к правой вере, снова крестить по той единой вине, что они прежде крещены не мыслию благочестивою, но яко чарование или обаяние некое сие прияша». Об этом пишется в толковании Феодора Вальсамона на 84-е правило Шестого Вселенского Собора, а также в книге Матфея правильника в 3-й главе. Преподобный Нил Синайский пишет: «Кто лицемерно приступает к Божией Церкви и крестится одною водою, а не вместе и Духом Святым, того обыкли мы называть Симоном Волхвом». Блаженный Феодорит вещает: «Кои не имеют истинной и священной веры, и тако приступают ко крещению, таких Бог не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился». Нам стоит серьёзно призадуматься о том, что говорят св. отцы по поводу крещения, ведь сколько людей сегодня крестится не по причине веры во Христа, а из-за того, что на работе начались проблемы, или в семье что-то не ладится, а бабушка сказала, что нужно покреститься, и всё тогда пойдет как по маслу и т.д. и т.п. Не уподобляются ли такие люди Симону Волхву и не смотрят ли они на таинство крещения, как на некое чародейство, которое улучшит их судьбу?! По канонам Православной Церкви таковых нужно снова крестить, если они искренне и с верою обратятся к Богу. Таково учение Церкви Христовой, так учат святые отцы.
Для многих эта информация может оказаться весьма неожиданной, ведь то, что нам сегодня говорят современные «богословы» по поводу таинства крещения во многом не совпадает с тем, что об этом говорят св. отцы. По этой причине сегодня верующие люди, как огня, боятся второкрещенства, но учение отцов Церкви по этому вопросу мало кто знает. Если вы сегодня кому-то скажете, что по канонам и правилам крещенных обливанием нужно заново крестить в три погружения, и при этом крещаемый должен верить во Христа и исполнять Его заповеди, а не просто зайти с улицы и, не зная практически ни одной молитвы, креститься, то на вас посмотрят как на еретика, смутьяна и раскольника. Однако необходимо принять во внимание, что эта подмена произошла не сразу, а постепенно, поэтому мало кем осознается. Когда реформаторы в XVII веке стали изменять православные каноны и предания, заменяя их латинскими, крещение обливанием было редчайшим явлением на Руси. С тех пор прошло более трёх веков и то, что было исключением, стало всеобщим правилом. Сократ в свое время говорил, что простой человек не способен проследить долговременный вред от нововведений в сфере, где вред вытянут во времени. Он говорил, что следует остерегаться даже новой музыки, поскольку она может быть опасна для целостности государства. В способ игры под видом того, что ничего злого не происходит, вкрадывается новое, меняющее направление сознания. Это новое укрепляется и постепенно, исподтишка, принимается за обычай и занятия, выходит наружу … а затем с великой дерзостью переходит к законам и государственным установлениям, пока, наконец, не перевернёт всё в личных и общественных отношениях. В итоге - всё хорошее оказывается плохим, и, наоборот, плохое – хорошим. Самое ужасное, что никто ничего не понимает, потому что перемены идут со скоростью, которую человеческой меркой зафиксировать невозможно. В словах Сократа глубочайшая истина, которая становится понятной, если оценивать происходящие изменения не временем одной человеческой жизни, а целым историческим периодом. Если бы человек мог прокрутить процесс разрушения православной культуры во много раз быстрее, чем он происходил, то он бы ужаснулся, но никто не ужасается, потому что скорость разрушения равна скорости таяния ледников. Современный человек сегодня находится в плену у определённых верований, мифов и установок, над которыми он никогда серьёзно не задумывался. Люди, и пяти минут не размышлявшие над тем или иным вопросом, всегда имеют на него шаблонный ответ. В итоге они имеют иллюзию понимания. Псевдопонимание образует вокруг сознания броню такой толщины, что никакие факты и никакая логика не может её пробить. Кто имеет способность самостоятельно думать, тот сам додумает, о чём идёт речь. Кто неспособен, тот навсегда останется в плену у сложившихся шаблонов. Кто не понимает, о чём речь, тому и не дано.
Чтобы избавиться от ложных стереотипов, нужно воспользоваться советом преподобного Серафима Саровского, который в своё время рекомендовал христианам изучать историю Церкви Христовой для того, чтобы знать, когда и какими ересями была обуреваема Церковь Православная, и как верующие люди вели себя во времена этих смут и нестроений. История показывает, что были времена, когда лжеучения в глазах верующего народа и священства становились как бы учением Церкви, и таких примеров немало. Монофизитская ересь около 250 лет волновала умы и сердца верующих людей. Не одно поколение сменилось за это время, а кто-то и по сей день убеждён в правильности учения монофизитов. Точно так же обстоит дело и с другими ересями и заблуждениями. Немало ересей родилось в Католической церкви, и, к сожалению, часть этих заблуждений перешла и к нам. Для того, чтобы избавиться от этих латинских новшевств, нам всем нужно понять, что этот вопрос касается не только патриарха, который призвал Церковь к искоренению обливанства на Руси, но и каждого из нас. Если мы будем молчать и одобрительно смотреть на то, как нарушаются церковные правила, предание и каноны, то воззвание патриарха Алексия II так и останется гласом вопиющего в пустыне. В истории немало случаев, когда от ересей и заблуждений Церковь спасали не клирики, а простой народ и монашество. Так было, например, с иконоборческой ересью, когда 338 епископов впали в ересь вместе с императором, а народ твёрдо стоял в истине.
Для того, чтобы избавиться от веками сложившихся ложных верований и установок, нам сегодня, как никогда, нужно подвергнуть сомнению эти верования и сравнить их с учением св. отцов Восточной Православной Церкви. Некоторые мысленные установки стали для нас как бы непререкаемой догмой, но насколько они соответствуют учению и преданию Церкви Православной, как правило, никто и никогда не задумывался. Существует также ещё одно весьма распространенное мнение, что раз благодать в Церкви осталась и иконы мироточат, значит всё у нас в порядке. Корнилий Сотник и бывшие с ним тоже ощутили великую благодать ещё до крещения, но что мы видим дальше? Апостол не стал говорить, что раз такая благодать снизошла на вас, значит больше уже ничего не нужно делать, но крестил их и водою, как и заповедано Господом, Который сказал: «Аще кто не родится свыше, - и присовокупил слова, - водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Иоанн. 3; 3-5).
Сегодня многие христиане, крещенные обливанием, очень смущаются тем, что их крестили не по православным канонам. Они говорят, что верят, что всё-таки таинство произошло, хотя и есть сомнения, т.к. налицо были явные нарушения при крещении. Если вы сегодня спросите кого-либо из православных, происходит ли таинство при крещении, если вместо погружения человека слегка окропили водой, то ответ будет приблизительно таким: «Конечно, разве можно сомневаться в совершении таинства? Верьте, и по вере вашей да будет вам». Слова эти, как и многие другие мысленные установки, вырванные из контекста, звучат весьма убедительно, проблема только в одном: слова эти не совпадают с учением Православной Церкви, с мыслями святых отцов. Неужели они, прославленные исцелениями и чудотворениями, хуже нас разбирались в этих вопросах?! Здесь есть над чем подумать, дорогие братья и сестры. Самое главное – нам нужно понять причины, из-за которых произошли существенные изменения в способе совершения таинства крещения, тогда понятно будет, откуда рога растут. Кто сегодня может точно сказать, происходит ли таинство крещения при обливании или нет, тем более, если оно совершается над человеком, который и в Бога-то не верит? Святые отцы однозначно говорят, что нет, и в канонах и правилах это написано, или может быть Господь сегодня по великой милости Своей закрывает глаза на нарушение Им же преданного устава?! Во всяком случае, совершенно очевидно, что крещенных обливанием у нас в стране много, а вот истинно верующих практически не осталось. Древние говорили, что когда начинают изменять Божественные уставы и предания, очень сложно бывает определить, в какой именно момент отойдет Божественная благодать. То, что происходит сегодня с нашей страной, не есть ли следствие этих отступлений?! Совершенно очевидно, что с такими вещами шутить нельзя, испытывая Божие долготерпение. Именно поэтому на Вселенских Соборах было принято решение о перекрещивании «крещенных» не в три погружения и тех, кто крестился без веры, а по какой-то другой причине. Сегодня это учение Восточной Православной Церкви предано глубокому забвению, но зато появилось новое учение, что предания и каноны церковные можно изменять, - главное догматы не трогать. Об этом учении все говорят, но никто пока еще точно не ответил, какой из Вселенских Соборов принял и озвучил это постановление. Не басни ли это и сказки, о появлении которых предупреждал нас Апостол? Седьмой Вселенский Собор постановляет, тако взывая: «Мы следуем древнему законоположению кафолической Церкви. Мы сохраняем определения отцов. Прибавляющих что-либо к учению кафолической Церкви или убавляющих от него мы предаем анафеме». Согласно сему и Собор соединения определяет: “Вся яже чрез церковная предания и учительства и воображения святых и приснопамятных отец, новосотворенная и соделанная, или посем содеятися хотящая, анафема”. Вот истинное учение Церкви об обязательном сохранении в неизменном виде церковного предания, а о том, что только догматы нельзя изменять, а всё остальное можно, нигде не написано, и мы не достигнем совершенства во обетовании жизни, если из возможного для нашего спасения отвергнем хотя бы одну, даже малую заповедь Христову, по реченному: «Иже аще разорит едину заповедей сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем» (Матф. 5; 19). Конечно, исполнить всё так, как нужно, у нас никогда не получится, но подгонять под свои немощи и интересы учение Церкви, есть дело богопротивное, и тем более - учить этому других. Учение о том, что всё можно изменять, кроме догматов, появилось вследствии отступления Церкви от чистоты Православия. Это учение как бы оправдывает это отступление. Насколько оно верно и соответствует учению святых отцов, понять несложно, было бы только желание понять.
Изначально это учение появилось у протестантов в XVI веке. В своем письме от 18 июля 1550 г. Жан Кальвин, родоначальник одной из протестантских сект, пишет: «Если чистота учения сохранена, то не следует проявлять упрямство в вещах внешних». Под «вещами внешними», протестанты понимали церковные правила и обычаи, то есть предание Церкви. Со временем, они дошли до того, что каждый стал толковать св. Писание как ему вздумается, а богослужение стало проходить под скрежет рок-гитар и грохот барабанных установок. Сегодня в своих духовных исканиях протестанты зашли настолько далеко, что на экуменических сборищах стали входить в транс под звон буддийских колокольчиков и гул языческих там-тамов. Как говорится, начали за здравие, а кончили за упокой. А началось всё с малого, с мысли о том, что предание можно изменять, главное – догматы не трогать…
Нам нужно поглубже заглянуть в самих себя: не превратились ли мы сами в протестантов, лишь по наружности оставаясь православными, и не обманываем ли мы сами себя, пытаясь оправдать латинские новины, которые появились у нас вместе с реформами патр. Никона в XVII веке?
Переоценить сложившееся в Церкви отношение к обливанству призывает нас и патриарх Алексий II. В своем обращении он пишет: «Сохраняется формализм и в подходе к таинству Крещения. Во многих храмах в погоне за доходом сохраняется «конвейерный метод», когда первой, главной и последней частью подготовки к Крещению является оформление за свечным ящиком – уплата денег, а священник ставится в положение требоисполнителя. В каждом храме необходимо сделать так, чтобы священник имел хотя бы одну предварительную встречу с обращающимися по вопросу о Крещении.
Само же Крещение надлежит совершать в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, то есть через полное погружение. Недопустимо совершение его в малом количестве воды.[!!!]
Стремящимся к большим доходам следует помнить, что предварительное наставление, катехизация, даже с откладыванием совершения Таинства Крещения, может принести больший доход в будущем. Человек, принимающий Святое Крещение формально, больше в храм не придёт. Человек, осознавший его значимость, станет постоянным прихожанином.
Чрезвычайно важно как можно скорее перейти от практики формального требоисполнительства к благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего крещения, исповеди, брака и отпевания. Здесь всегда необходимо сердечное участие священника, необходимы катехизация – подготовка к совершению Таинства – и проповедь, так как в эти главные моменты человеческой жизни особенно легко найти контакт с открывающимся навстречу Божественной правде сердцем человека. Напротив, формальный, или даже «коммерческий» подход священника к приходящим в Церковь людям, надолго, если не навсегда, отталкивает от храма, внушает презрение к алчному духовенству. Церковь – это не магазин духовных товаров, здесь недопустима «торговля благодатью». Туне приясте – туне дадите, - заповедал нам Христос. Тот, кто превращает свое пастырское служение в средство скверного прибытка, достоин участи Симона-волхва. Лучше, чтобы такие люди покинули пределы Церкви и занимались бизнесом на рынках».
В настольной книге священнослужителя приводится отрывок из жития преп. Серафима Саровского: преподобный молился о русских архиереях и священниках последних времен, чтобы Бог помиловал их, но грозный ответ Божий гласил: «Не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут отстоять далеко от Меня… Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их». К сожалению, слова преп. Серафима сегодня сбываются прямо на наших глазах. Мы надеемся, что данный материал поможет верующим людям лучше разобраться в вопросе о таинстве крещения в свете учения Церкви Христовой и исправить то, что было сделано неправильно.
Да поможет вам Бог.
Tags: крещение и оглашение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments