malamat2 wrote in ustav

Categories:

Бефана, Феофания, Рождество и Крещение

Доброго времени суток — и привет всем!)
Простите, если этот вопрос уже обсуждался — долго не был в ЖЖ, а в Уставе с гасловских времён наверное (в ЖЖ, впрочем, примерно столько же — даже потерял контроль над старой страницей и ради во многом Устава зарегистрировал новую) — но возник тут вопрос и спор вокруг него, хотелось бы услышать компетентные мнения на тему.
Вопрос про Эпифанию/Феофанию.

Дело в том, что из статьи в статью ходит одна и та же конструкция, источник которой найти не удалось (может, плохо искал — привожу тупоВики — но в остальных местах лишь вариации на ту же тему): «Изначально праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: Рождества Христа, Поклонения волхвов, а также Крещения Господня в Иордане <...> Дальнейшая эволюция смысла праздника шла в православии и католицизме разными путями. В православии праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, теряя связь с рождественскими событиями. В настоящее время в православии Богоявление и Крещение — разные названия одного праздника. В связи с этим в православии появилось и новое толкование слова «Богоявление» (отсутствовавшее в древности), как явление Бога во время Крещения в полноте Троицы (Бог-Сын крестился, Бог-Отец говорил с небес, Бог-Святой Дух сходил в виде голубя) <...> В католицизме, напротив, праздник Богоявления всё более и более связывался с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением волхвов...»


Сразу возникает возражение —  "В «Апостольских постановлениях» (греч. Λιαταγαί των αγιων αποστόλων, лат. Constitutiones apostolicae, IV—V в.) упоминается отдельный от Рождества праздник Теофании (Эпифании) как праздник нисхождения Бога на землю, однако в этом источнике праздник связывается не только с крещением, но и с поклонением волхвов, чуде в Кане Галилейской и другими эпизодами новозаветных теофаний" — т.е. утверждение «В связи с этим в православии появилось и новое толкование слова «Богоявление»,отсутствовавшее в древности...», — насколько понимаю, уже ошибка.

Но речь всё же о другом немного. С моей тезе некорректно утверждение «В православии праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, теряя связь с рождественскими событиями» — можно предположить, что правильней говорить о том, что  Рождество усвоило Эпифанию (как воспоминание прежде всего о сюжете Поклонения волхвов), Крещение же усвоило Феофанию (по сути и то и то теофании, понятно — но смысл в первом случае скорее событийный, во втором скорее мистический) . У католиков Epiphania связана с Поклонением волхвов — у нас мотив Поклонения волхвов и Вифлеемская звезда — мотив Рождества — при этом почему-то отрицается, что это признаки именно Епифании, а стало быть Эпифания/Теофания у православных совпадает не только с Крещением (что везде и подтверждается), но и с Рождеством (что часто косвенно отрицается почему-то).

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.