hiero-archimandrite Theognost, sacerdos (abbatus_mozdok) wrote in ustav,
hiero-archimandrite Theognost, sacerdos
abbatus_mozdok
ustav

Category:

НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИ СЛУЖЕНИЯ ПРЕСВИТЕРА В ПРИСУТСТВИИ НЕСЛУЖАЩЕГО ЕПИСКОПА


1. Сегодня мы с епископом Павлом Беловодским обсуждали порядок пресвитерского благословения в присутствии епископа, стоящего в троне, а не служащего. Он говорит, что в Луганске пресвитеры в присутствии епископа вообще не осеняют рукой, когда благословляют даже диакона или чтеца. Но церковный устав говорит иначе. В «Настольной книге священно-церковно-служителя» изд. прот. С.В. Булгакова: «Перед возглашением "мир всем" (и т.п.) священник, лицом обратившись к архиерею, кланяется ему, а затем возглашает "мир всем" (и т.п.) лицом к народу, но не осеняет его рукой (так как это благословение рукой относилось бы и к архиерею, стоящему в числе "всех", а его священник не может благословлять рукой). Но говоря чтецу "мир ти" или диакону "мир ти благовествующему", священник благословляет рукой, потому что в этом случае благословение касается только этого лица – чтеца или диакона» [Булгаков 1913, I, 914]. Итак, при общем благословении, адресованном «всем» молящимся, предстоятель, поклонившись епископу, даёт благословение словесно, не осеняя рукой. Потому что в числе «всех» стоит и молящийся епископ. Когда же предстоятель дает адресное благословение конкретному лицу, то он осеняет его рукой (не делая поклон епископу), потому что осенение относится не ко всем, а к конкретному лицу.
2. Так же важно, что при совершении Евхаристии и других таинств священнодействующий само таинство благословляет все, касающееся служения и всех, кто соучаствует в служении. То есть и в данном случае широко распространенная практика, когда неслужащий епископ благословляет на литургии кадила и что то там еще или кого-то, скажем, на вход или на чтение, является аномалией. Тут логика простая: кто благословляет Хлеб и Чашу Евхаристии, тот же благословляет и все остальное. То есть тот, кто священнодействует. Именно такой порядок я наблюдал и в Иерусалиме, когда в храме Константина и Елены на литургии молился патриарха Феофил III. Он дал благословение только два раза – после того как клирики прочитали входные молитвы и перед входом в алтарь испросили прощение и благословение у него. И второе благословение было после заамвонной молитвы «Благословение Господа на вас».
Tags: богослужение: различные вопросы, литургия и ее чинопоследования, церковный этикет и поведение в храме
Subscribe

  • "Господи, спаси благочестивыя // и услыши ны"

    Когда я пришёл в Церковь, этого бантика не было. Потом, с падением режима (кажется, ещё в 90-е годы) его снова прицепили — помню, как я, тогда…

  • Грубая ошибка Типикона

    Очередная. Как я её не заметил за 40 лет, сам не понимаю. В Маhковой главе под 1 января «Аще случится Ообрезание Господе, и святfго Василия Великаго…

  • Общие тропарь и кондак мученикам

    В приложении патриархийного календаря с тропарями и кондаками в службе общей мученикам тропарь глас 4 "Мученицы Твои, Господи...", а кондак глас 2й…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments