der Doktor (gasloff) wrote in ustav,
der Doktor
gasloff
ustav

Categories:

"Худые номоканунцы" 2

Сейчас мы рассмотрим статьи Номоканона при Большом Требнике о возможности обличения священиков, учащих ереси, или своими советами угрожающих жизни и здоровью людей. К сожалению, опасность "младостарчества" до сих пор сильна в нашей Церкви, и поэтому очень уж дорого нам обходится неверное понимание некоторых статей этого Номоканона, помноженное на слепое доверие любым каноническим предписаниям.

В основном, обосновывая невозможность мирянину обличать и спорить с клириками, приводят 121 статью упомянутого Номоканона.

121 статья Номоканона при Большом Требнике

Четвертого собора
Яко не достоит просту укорити священника, или бити, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще убо и истинна суть. Аще же постигнет сие сотворити, да проклянется мирский, да отмещется из Церкве, разлучен бо есть от Святыя Троицы, и послан будет в Иудино место. Писано бо есть: князю людей твоих не речеши зла. Такожде и настоятеля безчествуяй.


Прежде всего, стоит обратиться к комментариям на текст статей Номоканона великого русского канониста 19-го века Алексея Степановича Павлова.

Комментарий Павлова:
Правило - апокрифического и очень древнего происхождения. В источнике нашего Номоканона оно подписано было именем четвертого собора; но в других канонических сборниках усвояется даже Апостолам (см. так называемые "апостольские епитимии" у Питры в Jus eccles. graec., t. I, p. 105, can. 8).

126 статья Номоканона при Большом Требнике

Аще же кто укорит священника, да запретится лето едино. Аще даст ему заушение, или с древом, да запретится три лета, аще и священник простит ему согрешения.

Комментарий Павлова:
В 121 статье оскорбление священника словом или действием рассматривается как такое преступление, за которое виновный подвергается анафеме; а здесь за то же самое преступление назначается только трехлетняя епитимия, и притом как высшая степень канонического наказания! Источником настоящей статьи послужило 50-е правило псевдо-Зонарина Номоканона, в котором, впрочем, епитимия оскорбителю священника назначена еще меньшая - двухлетняя.

Вот какие выводы делает Павлов по изучении всего текста данного Номоканона и его источников относительно канонического статуса его "апокрифических" статей:

Каноническая важность отдельных статей Номоканона, в настоящем, официально принятом его виде, определяется прежде всего их источниками. Те статьи, которые утверждают себя на апокрифических источниках, не по принадлежности усвояемых в Номоканоне известным соборам, вселенским и поместным, или св. отцам, должны быть оцениваемы исключительно по их содержанию и могут быть или приняты или отвергнуты подлежащею властию данной автокефальной церкви, или, наконец, утверждены на источниках несомненного происхождения и одинакового содержания.

В отношении нормы Номоканона об обличении священника "аще убо и истинна суть" нельзя сказать, что наша церковная власть приняла это правило. Даже более того, мы не находим рецепции данной нормы в законах и практике других автокефальных Церквей. Остальная же часть 121 статьи противоречит в мере наказания 126 статье того же Номоканона, что не прибавляет уверенности считать 121 правило сколь либо применимым к реальной ситуации. Кроме того, само правило ошибочно надписано "Четвертым Вселенским Собором", хотя ни в своде правил этого Собора, ни в его деяниях не содержится. Что также не добавляет ему авторитета.

Наконец, рассматривая нормы относительно лиц, имеющих право выдвигать обвинения и свидетельствовать в церковном суде против клириков, мы не находим никаких запретов на участие в таких судах мирян. Что лишний раз доказывает несущественность запрета 121 статьи Номоканона мирянину клирика "обличати в лице, аще убо и истинна суть".

Если мирянин видит как тот или иной священник учит ереси, или своими советами угрожает жизни и здоровью людей, то обличать такого не только не запрещено, но и необходимо. И это будет не укорение, а именно обличение! Ведь именно апостол сказал: "если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал 1:8).
Tags: каноническое право: "худые номоканунцы", медицинская этика, преступления клириков и мирян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments