der Doktor (gasloff) wrote in ustav,
der Doktor
gasloff
ustav

Categories:

О необходимости троекратного вызова в церковный суд

В свете дела епископа Диомида стала обсуждаться норма, сформулированная в 74-м апостольском правиле, о необходимости троекратного вызова обвиняемого в церковный суд. Некоторые критики этой нормы стали обосновывать недействительность данного правила тем что "в наше время есть телефонная связь". Простите за каламбур, но никакой связи с средствами связи здесь нет. Норма о троекратности необходимого увещевания находится и в 31 апостольском правиле, касаясь уже не суда над епископом, а преступлений клириков и мирян: "Если который пресвитер презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа".

И такая троекратность нисколько не связана с наличием или отсутствием современных средств связи. Как правильно заметил известный русский канонист Н.С. Суворов, в этих нормах "Церковь буквально поняла предписание Спасителя о троекратном вразумлении согрешающего брата": "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18, 15-17).

Норма 74-го апостольского правила о процедуре вызова епископа на суд собственно и реализует эти евангельские слова. Интересно, они тоже должны быть отменены из-за "существования телефонов"?

Upd: В Положении о церковном суде, принятом на Архиерейском Соборе 2008 г. имеется статья на этот счет: статья 40, п. 4 "В случае если характер переданного на рассмотрение церковного суда дела может повлечь за собой запрещение в священнослужении или извержение из сана, церковный суд в случае неявки на заседание обвиняемого лица откладывает рассмотрение дела до двух раз. Если обвиняемое лицо не явится на судебное заседание в третий раз (при том, что причины неявки окажутся неуважительными) церковный суд рассматривает дело в отсутствие обвиняемого лица". При этом, статья 11, п.1 гласит: "Вызов в церковный суд может быть вручен лицам, участвующим в деле, под расписку, направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой, по факсимильной связи либо иным способом при условии фиксирования вызова". Думаю, добавить здесь нечего.
Tags: конфликты и прерывание общения, церковный суд и церковные наказания
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments

Recent Posts from This Community