Лазарь Полиграфов (lazarpoligrafov) wrote in ustav,
Лазарь Полиграфов
lazarpoligrafov
ustav

Category:

О порядке избрания Патриарха на Соборах XX века

 

Священный Собор Православной Российской Церкви
Деяние тридцать третье

31 октября 1917 года


I. Пред началом заседания Председатель Собора совершает Господу Богу молебствие при общем пении Членов Собора.

II. Заседание открыто в Соборной Палате в 11 час. 25 м. дня под председательством Митрополита Московского Тихона в присутствии 304 Членов Собора.

На повестке заседания: и з б р а н и е    т р е х    к а н д и д а т о в    н а    п а т р и а р ш е с т в о.

III. П р е д с е д а т е л ь. В настоящий раз Священному Собору предстоит в высшей степени важное, ответственное и, можно сказать, священное дело: на повестку сегодняшнего заседания поставлено избрание трех кандидатов в Патриархи. На сей раз мы приступаем к избранию не простого должностного лица, не чиновника, не председателя. Нет: как говорили здесь многие ораторы и как признал Собор, мы приступаем к избранию духовного отца отцов. Посему, прежде чем приступить к этому делу, осеним себя крестным знамением.

(П р е д с е д а т е л ь    и    Ч л е н ы    С о б о р а    п о л а г а ю т     н а    с е б я    к р е с т н о е    з н а м е н и е).

Отложим всякие страсти, всякие личные взгляды и стремления. При этом высоком деле не будем руководствоваться какими-либо личными склонностями, симпатиями и антипатиями. Но будем руководиться мыслью о том, что мы должны выбирать лицо, которое принесло бы пользу Святой Православной Церкви и послужило бы прославлению имени Божия. Помолимся Господу, чтобы Он ниспослал нам Духа Божия, чтобы Дух Божий пришел к нам и вселился в нас, привел нас к единомыслию, чтобы мы не свои глаголы глаголали, а глаголы Божии, чтобы нашею рукою, нашею тростию, нашими мыслями при написании кандидатов в Патриархи руководил Сам Дух Божий. Буди светлость Господа Бога нашего на нас и дела рук наших исправи.

Прошу г. Секретаря огласить протокол вчерашнего заседания, коим мы должны руководиться в деле избрания кандидатов в Патриархи.

IV. С е к р е т а р ь. Вчерашним, 30 октября, постановлением Собора приняты следующие правила о порядке избрания Патриарха.

1) Собором принято предложение члена Собора В. В. Богдановича о том, что в первом общем избирательном Собрании намечаются кандидаты записками, в которых пишется по одному имени.

2) Постановлено, что кандидатами на патриаршество признаются в порядке старшинства голосов те три лица, которые получили абсолютное большинство голосов.

3) Собором принято предложение за подписью 79 членов Собора о том, чтобы из трех кандидатов, получивших абсолютное большинство голосов, выбор Патриарха производился посредством вынутия жребия.

4) Постановлено, что на сей раз Патриарх избирается из лиц священного сана.

Кандидатами в Патриархи голосованием Собора намечены: Архиепископ Харьковский Антоний (101 голос), Архиепископ Тамбовский Кирилл (27 голосов), Митрополит Московский Тихон (23 голоса), Митрополит Тифлисский Платон (22 голоса), Митрополит Киевский Владимир (13 голосов), Архиепископ Новгородский Арсений (14 голосов), Архиепископ Кишиневский Анастасий (13 голосов), протопресвитер Г. И. Шавельский (13 голосов), Архиепископ Владимирский Сергий (5 голосов), Архиепископ Казанский Иаков (3 голоса), Архимандрит Иларион (3 голоса), А. Д. Самарин (3 голоса), Архиепископ Ярославский Агафангел (2 голоса), Архиепископ Алеутский Евдоким (2 голоса), Епископ Уфимский Андрей (2 голоса), Епископ Полтавский Феофан (2 голоса), Митрополит Питирим (1 голос), Епископ Сильвестр (1 голос), Епископ Астраханский Митрофан (1 голос), Архиепископ Воронежский Тихон (1 голос), Архиепископ Волынский Евлогий (1 голос), Епископ Калужский Феофан (1 голос), Епископ Смоленский Феодосий (1 голос), Епископ Екатеринославский Агапит (1 голос), Протопресвитер Н. А. Любимов (1 голос).

Протопресвитер Н. А. Любимов имеет жену и не может быть кандидатом. А. Д. Самарин, согласно вчерашнему постановлению, также не может считаться в числе кандидатов.

V. А. А. П а п к о в (с места). Сколько голосовало вчера?

VI. С е к р е т а р ь. Всех записок вчера было подано 273, из них 257 с именами кандидатов и 16 незаполненных. В сегодняшнем заседании присутствует 304 Члена Собора, т. е. более половины.

VII. П р е д с е д а т е л ь. Преосвященный Георгий Минский просит слова по нарушению Устава.

VIII. Е п и с к о п    М и н с к и й    Г е о р г и й. Я хотел сказать несколько слов о том, что заседание Собора в понедельник и сегодняшнее заседание идут в нарушение Устава. В ст. 64 и 66 Устава сказано, что каждое, принятое общим собранием Членов Собора, правилодательное или основоположное постановление обсуждается Совещанием Епископов, присутствующих на Соборе, с точки зрения соответствия постановления Слову Божию, догматам, канонам и преданию Церкви. Вчера принято, несомненно, основоположительное постановление. Следовательно, прежде приведения в исполнение, оно должно было поступить на обсуждение в Совещание Епископов. Но этого не было сделано, и таким образом Устав был нарушен. Мое конкретное предложение: считать вчерашнее голосование кандидатов в Патриархи не состоявшимся, и передать постановление о способе избрания Патриарха в Совещание Епископов.

IX. П р е д с е д а т е л ь. Во вчерашнем заседании Преосвященный Георгий отсутствовал, а на этом заседании мною было разъяснено, что никакого правилодательного или основоположительного постановления мы не вносим, а только устанавливаем порядок избрания Патриарха на сей раз. А как дальше будут выбирать патриарха, это будет обсуждено в Уставном Отделе. И когда Отдел выработает правилодательное постановление, оно, по принятии его общим собранием Собора, будет передано в Совещание Епископов.

Преосвященный Евфимий просит слова вне очереди.

X. Е п и с к о п    Я к у т с к и й    Е в ф и м и й. Я от дальнейшего участия в избрании кандидатов в Патриархи уклоняюсь.

(Г о л о с а: Почему?)

XI. П р е д с е д а т е л ь. Можно говорить к постановке вопроса (ст. 165 Устава), а не по мотивам голосования.

XII. Е п и с к о п Я к у т с к и й Е в ф и м и й. Принятый порядок избрания Патриарха совершенно устраняет особое значение и участие в этом деле епископов. Поэтому я уклоняюсь от голосования, так как не желаю брать на себя ответственности за те неблагоприятные последствия, какие от этого могут произойти.

XIII. П р е д с е д а т е л ь. В прошлом заседании, на котором Преосвященный Евфимий не присутствовал, предложено было, чтобы из трех кандидатов, получивших абсолютное большинство голосов, выбор одного производился одними епископами тайною подачею голосов. Но это предложение было отклонено.

Прошу раздать записки.

(П р о ф. Ф. И. М и щ е н к о    п о д х о д и т    к    к а ф е д р е).

Прежде, чем выступить с словом, нужно испросить разрешения Председателя.

(П р о ф. Ф. И. М и щ е н к о    о т х о д и т).

Прошу г. Секретаря раздать записки. На записках прошу указать имена трех кандидатов из числа тех, которые намечены на вчерашнем заседании. Все ли получили записки? (Г о л о с а: все).

Позвольте сообщить, что записки будут опускаться в два ящика: Члены Собора с именами, начинающимися от А до Л, опускают записки в ящик, поставленный от меня влево, а с именами от М до конца – вправо.

XIV. П р о и з в о д и т с я    п о д а ч а    з а п и с о к.

XV. П р е д с е д а т е л ь. К подсчету голосов приглашаю Преосвященного Серафима Орловского, прот. Е. И. Бекаревича, прот. П. А. Миртова, И. И. Беликова, А. Ф. Пионткевича и М. П. Арашкевича.

XVI. П р о и з в о д и т с я    п о д с ч е т    з а п и с о к.

XVII. П р е д с е д а т е л ь. Позвольте огласить результаты голосования. Всех записок подано 309, из них 3 пустых и одна с одним именем. Чтобы считаться избранным, нужно получить не менее 155 голосов. По подсчете записок оказалось, что Архиепископ Харьковский Антоний получил 159 голос., Архиепископ Новгородский Арсений 148 голос., Митрополит Московский Тихон 125 голос., Митрополит Тифлисский Платон 111 голос., Архиепископ Тамбовский Кирилл 102 голос., Архиепископ Кишиневский Анастасий 77 голос., Протопресвитер Г. И. Шавельский 75 голос., Митрополит Киевский Владимир 59 голос., Архиепископ Владимирский Сергий 14 голос., Архиепископ Казанский Иаков 9 голос., Епископ Уфимский Андрей 7 голос., Архиепископ Волынский Евлогий 6 голос., Архиепископ Екатеринославский Агапит 5 голос., Архиепископ Ярославский Агафангел 4 голоса, Архимандрит Иларион 4 голоса, Епископ Калужский Феофан 3 голоса, Епископ Астраханский Митрофан 3 голоса, Протопресвитер Н. А. Любимов 2 голоса, Архиепископ Алеутский Евдоким 1 голос, Епископ Полтавский Феофан 1 голос, Епископ Смоленский Феодосий 1 голос.

Таким образом, абсолютное большинство голосов получил только Архиепископ Харьковский Антоний.

(Г о л о с а: аксиос!)

Вам предстоит выбрать еще двух кандидатов. Будут розданы записки, на которых нужно указать два имени. Архиепископа Антония писать не надо, так как он уже избран. Прошу раздать записки. Все получили записки? (Г о л о с а: все). Порядок подачи записок будет тот же, как и в предыдущий раз.

XVIII. П р о и з в о д и т с я    п о д а ч а    з а п и с о к.

XIX. П р е д с е д а т е л ь. К подсчету записок приглашаю Епископа Вологодского Александра, свящ. Л. Е. Иваницкого, М. И. Арефьева. И. Н. Сперанского, проф. А. В. Флоровского, Н. И. Знамировского, свящ. С. В. Нежинцева.

XX. П р о и з в о д и т с я    п о д с ч е т     з а п и с о к.

XXI. П р е д с е д а т е л ь. Всех записок подано 305, из них одна пустая. Для получения абсолютного большинства голосов нужно иметь не менее 153 голосов. Получили голоса:

Архиепископ Новгородский Арсений 199, Митрополит Московский Тихон 137, Митрополит Тифлисский Платон 97, Архиепископ Тамбовский Кирилл 77, Архиепископ Кишиневский Анастасий 33, Митрополит Киевский Владимир 26, Протопресвитер Г. И. Шавельский 24, Епископ Уфимский Андрей 4, Архиепископ Ярославский Агафангел 4, Архиепископ Владимирский Сергий 4, Епископ Омский Сильвестр 1, Архиепископ Волынский Евлогий 1, Архиепископ Екатеринославский Агапит 1.

Таким образом, абсолютное большинство голосов получил Архиепископ Новгородский Арсений. Теперь вам надлежит выбрать третьего кандидата. Будут розданы записки, и на записках надо писать одного кандидата из числа намеченных, кроме избранного Архиепископа Арсения и протопресвитера Г. И. Шавельского, который отказывается от избрания. Прошу раздать записки. Все ли получили записки? (Г о л о с а: все). Прошу подавать записки в прежнем порядке.

XXII. П р о и з в о д и т с я    п о д а ч а    з а п и с о к.

XXIII. П р е д с е д а т е л ь. К подсчету записок приглашаю: Епископа Вятского Никандра, прот. И. И. Галахова, прот. А. В. Суворова, М. Ф. Глаголева, И. П. Николина, проф. И. М. Соколова и князя А. Ю. Чагадаева.

XXIV. П р о и з в о д и т с я    п о д с ч е т    з а п и с о к.

XXV. А р х и е п и с к о п    Х а р ь к о в с к и й    А н т о н и й. По поручению Высокопреосвященного Председателя долг имею доложить, что всего подано 291 записка и еще две пустых. Таким образом, абсолютное число голосов, которое требуется для признания кандидата избранным, должно быть не менее 147. По подсчете записок оказалось, что Митрополит Московский Тихон получил 162 гол., Митрополит Тифлисский Платон 74 гол., Архиепископ Тамбовский Кирилл 35 гол., Митрополит Киевский Владимир 7 гол., Архиепископ Кишиневский Анастасий 11 голосов.

XXVI. ПОСТАНОВЛЕНО: п р и з н а т ь    и з б р а н н ы м и    в    к а н д и д а т ы    н а    п а т р и а р ш е с т в о    А р х и е п и с к о п а    Х а р ь к о в с к о г о    А н т о н и я,    А р х и е п и с к о п а    Н о в г о р о д с к о г о    А р с е н и я    и    М и т р о п о л и т а    М о с к о в с к о г о    Т и х о н а.

XXVII. П р е д с е д а т е л ь. Мы выбрали трех кандидатов в Патриархи. Теперь остается совершить последний акт избрания. Как и когда это будет происходить, позвольте обсудить этот вопрос в Совещании Епископов и в Соборном Совете. Завтра общего собрания не будет, а вместо общего собрания будут работать те Отделы, которые должны бы заниматься сегодня.

(Г о л о с а: Когда будет общее собрание?)

О времени общего собрания будет объявлено. Во всяком случае, оно состоится не ранее субботы.

XXVIII. Заседание закрыто в 3 часа 10 мин. дня. [7]

* * *



Впоследствии Собор утвердил порядок избрания Патриарха и на будущее время.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Священного Собора Православной Российской Церкви
О ПОРЯДКЕ ИЗБРАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА

31 июля (13 августа) 1918 года


1. Патриарх избирается Собором, состоящим из Архиереев, клириков и мирян.

2. По освобождении патриаршего престола, Местоблюститель немедленно (по телеграфу) дает знать о том, а равно и о своем избрании всем епархиальным Архиереям.

3. Священный Синод совместно с Высшим Церковным Советом в нарочитом заседании, под председательством Местоблюстителя патриаршего престола, постановляет о созыве в трехмесячный срок Собора для избрания Патриарха, о чем и обнародывается во всеобщее сведение чрез послание от имени Местоблюстителя.

Примечание 1. Если срок созыва Собора падает на дни Великого поста или на пасхальную седмицу, то созыв Собора отлагается до дня Преполовения.

Примечание 2. Если время избрания Патриарха совпадает со временем действования очередного Собора, то избрание Патриарха совершается на этом Соборе с привлечением в его состав установленного представительства от Московской епархии (ст. 4. п. е).

4. В состав Собора для избрания Патриарха входят: а) члены Священного Синода, б) все епархиальные Архиереи Российской Церкви, в) правящий патриаршею епархией Архиепископ Коломенский, г) члены Высшего Церковного Совета, д) по одному пресвитеру и по два мирянина от каждой, за исключением Московской, епархии, е) от града Москвы три клирика, из коих не менее двух пресвитеров и шесть мирян, от Московского уезда – один пресвитер и два мирянина, от прочих двенадцати уездов Московской епархии по одному пресвитеру и по два мирянина от двух уездов вместе, ж) по одному пресвитеру и по два мирянина от Петрограда и Киева, з) Протопресвитер Большого Успенского Собора, и) настоятели ставропигиальных монастырей, наместники лавр, настоятели монастыря Валаамского, Саровской и Оптиной обителей, i) Протопресвитер военного и морского духовенства, к) представитель от Православного Миссионерского Общества, л) по два представителя от каждой Духовной Академии, м) по одному представителю от каждого Университета, Академии Художеств и Академии Наук, причем в выборах участвуют лишь православные члены означенных учреждений.

Примечание 1. В случае невозможности принять личное участие в избирательном Соборе, епархиальный Архиерей передает свой голос викарному Епископу или клирику в священном сане, о чем и поставляет в известность Священный Синод.

Примечание 2. Удовлетворение членов Собора прогонными деньгами и суточным содержанием производится за счет епархий и учреждений.

5. Собор, после предварительной проверки полномочий своих членов, имеет три заседания.

6. Заседания Собора действительны при участии не менее половины его членов.

7. В первом заседании Собора оглашается соборное определение о порядке избрания Патриарха, и указываются кандидаты для замещения патриаршего престола.

8. Кандидатами на патриарший престол могут быть каждый состоящий в иноческом чине Архиерей и лица священного сана, удовлетворяющие каноническим требованиям, причем избранное в Патриархии лицо в священном сане, не состоящее в иночестве, обязывается прежде поставления в Патриархи принять иноческое пострижение.

9. Каждый член Собора, при указании кандидатов на патриарший престол, пишет на особом листе одно имя и в закрытом конверте представляет Председателю Собора.

Примечание. Члены Собора, прибывшие на заседание после подачи листов, не имеют права возражать на состоявшиеся без их участия действия Собора.

10. Председатель Собора, с помощью присутствующих членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета, вслух оглашает называемые в поданных листах имена и составляет список указанных голосованием кандидатов с подсчетом поданных за каждого голосов.

11. Во втором заседании Председатель предлагает Собору об исключении из списка имен тех кандидатов, которые письменно или устно заявили о своем отказе от избрания.

12. По составлении засим и объявлении списка никто не имеет права отказаться быть подвергнутым дальнейшему голосованию.

13. Из объявленного списка Собор закрытым голосованием избирает трех кандидатов в Патриархи, путем подачи листов с обозначением на каждом трех имен.

14. Избранными признаются три, получившие каждый не менее половины всех голосов и наибольшее количество оных, сравнительно с другими, подвергшимися голосованию.

15. Если при первом голосовании никто не будет избран или избранных окажется менее трех, то происходит новое голосование – в порядке ст. 13, причем избирательные листы подаются с обозначением трех, двух или одного имени, соответственно числу подлежащих избранию кандидатов.

16. Старшинство кандидатов, получивших равное количество голосов, определяется жребием. Если же при посредстве жребия оказывается необходимым разрешать вопрос о включении или невключении избираемого в число трех кандидатов на патриаршество, то получившие одинаковое количество голосов подвергаются не жребию, а повторному голосованию.

17. Имена избранных трех кандидатов заносятся, в порядке числа полученных голосов, в особое соборное деяние, которое подписывается всеми участвующими в Соборе Архиереями, членами Высшего Церковного Совета и, по их желанию, представителями Московской епархии.

18. В случае единогласного избрания кандидата на патриаршество избрание двух других кандидатов не производится.

19. На третьем заседании Собора, происходящем в патриаршем соборном храме, Патриарх избирается по жребию из трех указанных в соборном деянии кандидатов, а в случае единогласного избрания Патриарха (ст. 18), оглашается имя избранного.

20. Об избрании своем и вступлении на патриарший престол Патриарх извещает посредством послания от своего имени Российскую Православную паству и предстоятелей автокефальных Православных Церквей.

21. Избирающему Патриарха Собору предоставляется право рассмотрения и дел, о неотложности которых будет заявлено Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. [8]

* * *


Чья душа не замирала в благоговейном трепете, читая страницы воспоминаний об избрании святителя Тихона на престол Всероссийских Патриархов, когда преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни, вынул жребий, явивший волю Божию о том, кому быть Патриархом в новое смутное время, начавшееся в 1917 году.

Деяния Апостольские рассказывают нам об избрании апостола Матфия посредством жребия: «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннацати Апостолам (Деян. 1, 23-26)». Избрание святого апостола Матфия по жребию в число двенадцати апостолов, одобренное и апостолами и верующими, и оправдание этого избрания всей дальнейшей жизнью святого Матфия напоминает нам о той истине, что «жребием владеет Бог». И это подтверждается многими библейскими примерами.

Послал однажды Господь пророка Иону на проповедь в Ниневию. Иона уклонился от такого трудного дела и бежал от лица Господня в Фарсис. И вот когда он плыл туда на корабле, Господь воздвиг сильную бурю; корабельщики побросали в море весь груз и стали молиться каждый своему богу, но буря не утихала. И тогда бывшие на корабле сказали друг другу: «пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда» (Ион. 1, 7). И жребий пал на Иону. Все понял святой пророк и посоветовал корабельщикам бросить его в море, что те и сделали. Как мы знаем, Иона Промыслом Божиим был сохранен невредимым в чреве кита и выброшен через три дня на берег морской, после чего отправился проповедовать в Ниневию.

А вот еще один пример участия Промысла Божия в жребии. Когда пророк Самуил, по повелению Божию, помазал Саула на царство, народ еврейский еще об этом не знал. Пророк Самуил созвал старейшин народа и предложил им избрать достойнейшего человека в цари, кого укажет Сам Бог через жребий. Собрались евреи по коленам своим и стали тянуть жребий. «И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов…» (1 Цар. 10, 20-21). Таким образом, три раза вынимали жребий – и каждый раз невидимая сила Божия, владеющая жребием и располагающая судьбой человека, направляла жребий к достижению заранее предопределенной цели, к избранию того человека, которого избрал Бог. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Каждому человеку Богом предопределен его жребий, и поэтому разумно всецело положиться на премудрую и всеблагую волю Его.

Практика избрания Предстоятеля Поместной Церкви путем жребия действует, например, в Сербской Православной Церкви и, при определенных условиях, в Церкви Чешских Земель и Словакии.

Совсем недавно, 2 мая 2006 года, путем жребия был избран митрополит Христофор (Пулец), новый Предстоятель Церкви Чешских Земель и Словакии. На Соборе духовенства и мирян Православной Церкви Чешских земель и Словакии при проведении двух туров голосования ни один из двух кандидатов не получил необходимых для избрания двух третей голосов членов Собора. Поэтому, в соответствии с уставом Церкви, избрание Предстоятеля было осуществлено посредством жребия.

При помощи жребия был избран и Патриарх Сербский Павел. Совсем недавно Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви не принял отставку Патриарха Павла. По информации белградского информационного агентства Бета Cинод продолжит исполнять возложенные на Патриарха функции, а более широкие полномочия будут предоставлены главе Синода митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию. Возвращение к теме отставки Патриарха может состояться весной, тогда же может быть принято решение об изменении формата голосования по выборам главы Церкви. Сербские аналитики склонны считать, что такой вариант развития событий на руку светским властям страны. В случае принятия отставки патриарха в течение трех месяцев должна состояться процедура выборов нового Предстоятеля Церкви, которая включает голосование, а затем жребий из трех наиболее популярных кандидатов. Ранее в интервью сербскому телеканалу "Б92" местный эксперт по делам религии Мирко Джорджевич сообщил, что в Сербской Православной Церкви, по его информации, ведется яростная борьба за власть. Специалист полагает, что до весны светские власти могут найти способ обойти процедуру жребия и затем повлиять на выбор Патриарха. О том, что государство намерено вмешаться в выбор нового главы СПЦ в последние дни сообщали белградские печатные СМИ. В частности, в версии газеты "Глас явности" сербские власти оказывают давление на служителей Церкви, с тем чтобы они изменили устоявшуюся процедуру определения Патриарха путем жребия и выбирали главу СПЦ простым большинством голосов. В таком случае новым Патриархом может стать один из молодых епископов, который бы разделял с руководством страны проевропейские взгляды.

В Элладской Православной Церкви тоже может использоваться жребий при выборе Предстоятеля.

Статья 15 Устава Элладской Православной Церкви гласит:

1) По окончании подсчета всех голосов, во время которого секретарь вписывает в протокол избрания имя каждого кандидата и напротив него – номера бюллетеней в его поддержку, председатель и два сопредседателя производят подсчет голосов, поданных за каждого кандидата отдельно. При этом проверяется, чтобы их количество совпадало с количеством бюллетеней. Председатель оглашает имя каждого кандидата и количество полученных им голосов.

2) Избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство голосов. Если при первом голосовании никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, тогда вышеописанный процесс голосования повторяется сразу без перерыва. При этом используется тот же самый протокол избрания. Бюллетени первого голосования помещаются в специальный конверт, который запечатывается сургучом с приложением печати Священного Синода и подписывается председателем, двумя митрополитами и секретарем.

3) Если и во второй раз никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, тогда процедура голосования повторяется так, как это было указано выше. Избранным считается тот, кто наберет относительное большинство. В случае равенства голосов при третьем голосовании Архиепископ избирается жребием между кандидатами, набравшими равное количество голосов.

* * *


Необходимо отметить, что в нынешних условиях представляется целесообразным:

1) осуществление свободного выбора делегатов на Собор от клириков и мирян, избрание Патриарха тайным голосованием.

2) Принятие специальных мер для недопущения подтасовки результатов голосования, а главное –

3) избрание Патриарха жребием из трех кандидатов получивших наибольшее большинство голосов членов Поместного Собора в соответствии с процедурой, разработанной и утвержденной Поместным Собором 1917-1918 годов.

Сохранилось воспоминание о словах, произнесенных митрополитом Антонием (Храповицким) на закате его жизни. «Как я рад, что Промыслу Божию угодно было возвести на Всероссийский Патриарший Престол не меня, а смиреннейшего Тихона. Я бы со своим характером погубил Церковь», – сказал митрополит, опустил голову на грудь и заплакал.

А ведь если бы на Поместном Соборе 1917-1918 годов ориентировались только на большинство голосов, без применения жребия, то Патриархом могли бы избрать митрополита Антония. Как мы видим на Поместном Соборе 1917-1918 годов Промыслу Божию угодно было проявиться в жребии. И не нужно бояться, что посредством жребия Патриархом может стать не самый достойный кандидат, ведь жребием владеет Бог.

СНОСКИ:
1. Поповский М. А. Жизнь и житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого). СПб., 2007. С. 400.
2. Там же.
3. Василий (Кривошеин), архиеп. Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. СПб., 2004. С. 70.
4. См. Прот. Владислав Цыпин. История Русский Церкви 1917-1997. Глава X: Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II. С. 480-482.
5. Деяния, Т. 3 (28 октября 1917, 31), с. 7.
6. Священный Соборъ Православной Россiйской Церкви. Деянiя. Книга III: Деяния XXXI-XL. Изданiе Соборнаго Совета. Петроградъ, 1918. С. 38-51. (Репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Том 3. Деяния XXXI-XL. М., 1994).
7. Священный Соборъ Православной Россiйской Церкви. Деянiя. Книга III: Деяния XXXI-XL. Изданiе Соборнаго Совета. Петроградъ, 1918. С. 52-56. (Репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Том 3. Деяния XXXI-XL. М., 1994).
8. Священный Соборъ Православной Россiйской Церкви. Собрание определений и постановлений. Выпуск четвертый. Приложение к «Деяниям» второе. Изданiе Соборнаго Совета. М., 1918. С. 3-6. (Репринт: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Выпуски 1-4. М., 1994).


Источник: http://www.rusk.ru/st.php?idar=105565

Tags: Патриарх, Собор Поместный 1917-1918 гг.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments