Журнал Андрея Белякова (truhlei) wrote in ustav,
Журнал Андрея Белякова
truhlei
ustav

Categories:

Церковь запрещает свержение Главы государства?


Чем дольше я изучаю, как относились Писание и Предание Церкви, Святые Отцы к статусу главы государства, тем более убеждаюсь, что статус этот считался и считается неприкосновенным при всех обстоятельствах.

Сразу оговорюсь: Речь идет не о властных полномочиях, не о послушании, в котором Главе государства в определенных случаях можно, а по совести христианской иногда даже и нужно отказать.
Речь идет только о статусе. На своем месте Глава государства неприкосновенен, неответственен и несмещаем своими подданными.
Какие бы преступления он ни совершил, отвечать за них могут только те, кто принялся их исполнять. Каким бы справедливым ни было восстание против убийственной политики властьимущих, хотя бы поддерживаемой и Главою государства, сам он не может быть смещаем таким восстанием.

В этой неприкосновенности и неответственности для подданных и заключен смысл слов «Помазанник Божий».
Помазанничество то и означает, что Глава государства воспринимается как субъект Божественного Правосудия только, лично неподвластный суду подданных. Повторюсь, что речь идет только о личной неприкосновенности Главы государства, а не о принимаемых им решениях и отдаваемых приказах, которые Церковь никак не признает заведомо правильными и всегда обязательными к исполнению.
При этом возможно избрание Главы государства. Более того, только Саул и Давид стали Помазанниками по прямому указанию Господа. Остальные Главы государств или их династии тем или иным порядком были призваны людьми, избраны ими.
Помазанничество не означает, что Глава государства не может быть избран людьми. Тут важно другое: Выбор этот невозможно уже взять обратно.

Вот что еще важно отметить:
1.Речь идет только о неприкосновенности формальных глав государств, а не о главах правительств или глав вассальных территорий.
2.Если в стране не один глава государства, а два или более соправителей, смещение остальных — дело вполне возможное. И на небе один Царь, и на земле по подобию тоже один — остальные могут и отсеиваться.
3.Для суда своей совести Глава государства прикосновенен, и уйти с трона добровольно может.
4.Все описываемое выше не относится к случаям территориального сепаратизма, так как речь идет не о бунта против Помазанника лично, а только и выделении территории.
5.Не может быть неприкосновенным Глава государства, который изгнал путем мятежа своего предшественника, пока этот предшественник жив или живы его законные наследники.
6.Не является неприкосновенным и глава государства, который пришел к власти с нарушением принятых в стране законов элекции или наследования престола.


Возможно также, что Глава государства смещаем людьми во исполнение переданной им и несомненной Воле Господа, но доподлинно известен только один такой пример в 4 Книге Царств главы 9-10 (свержение дома Ахава).
В остальном же не было ни единого случая, чтобы в Писании, на Вселенском Соборе или просто святыми людьми благословлялось бы смещение главы государства. Кроме одобрения преподобным Феодором Студитом убийства Льва Армянина, но не все идеи святого Феодора приняты Церковью.

Хотелось узнать мнения по этому вопросу. 
Tags: Церковь и государство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 177 comments