der Doktor (gasloff) wrote in ustav,
der Doktor
gasloff
ustav

Category:

Преподобный Никодим Святогорец. Толкование на канон Пасхи (ч. 8)

Окончание. Начало здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

Песнь 9. Ирмос:

(Греческий текст) Φωτίζου, φωτίζου, ἡ νέα Ἱερουσαλήμ· ἡ γὰρ δόξα Κυρίου ἐπὶ σὲ ἀνέτειλε. Χόρευε νῦν, καὶ ἀγάλλου Σιών, σὺ δὲ ἁγνή, τέρπου Θεοτόκε, ἐν τῇ ἐγέρσει τοῦ τόκου σου.

(Дословный перевод) Озаряйся светом, озаряйся светом \ просвещайся, просвещайся\ светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня на тебе воссияла. Танцуй ныне и веселись, Сион, а Ты, Чистая, радуйся, Богородице, о восстании Рожденного Тобой.

(Славянский текст) Светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рождества Твоего.

(Перевод Ловягина) Озаряйся светом, озаряйся новый Иерусалим: ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй ныне и веселись, Сион; и ты, Пречистая Богородица, радуйся о восстании Рожденного тобою! (Ис. 60, 1; Лук. 1, 47).

Толкование

Боговдохновенный певец услышал, что пророк Исаия говорит: «Почерпите воду от источник спасения» (Ис. 12, 3) (а под источниками спасения подразумеваются Божественные Писания, согласно толкователям), поэтому и сам он до сих пор заимствовал многие мысли из Божественных Писаний и напоил ими духовные сады своих песненных канонов, черпает же и ныне у того же пророка изречение, говорящее: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис. 60, 1) и претворяет это в настоящий ирмос, слегка изменив изречение, и говорит так: «О новый Иерусалим, кафолическая Христова Церковь, светись, светись». Поэт удваивает это слово, во-первых, для подтверждения просвещения, а во-вторых, из-за избытка радости, ибо в обычае как у подтверждающих какое-либо дело, так и у чрезмерно радующихся удваивать одно и то же слово, как сказал и великий Григорий: «Обновление, обновление наш праздник, братья; пусть это неоднократно повторяется от удовольствия!» (Слово в Неделю Новую). Итак, светись, потому что на тебе воссияла слава Господня, а слава Господня, по словам Феодора, - это Крест Христов, ибо Писание говорит: «Ныне прославися Сын Человеческий» (Ин. 13, 31); а по словам Григория Богослова, это Божество Христа, что подтверждает и Павел: «Отец славы» (Еф. 1, 17), то есть Божества, или, по словам других, слава Господа - Божественный свет и блистание Его лица, по сказанному: «И слава Господня осия их (то есть пастырей)» (Лк. 2, 9), ибо эти три воссияли на тебе, о Церковь из язычников.

Чтобы стало явно то, что иудеи видя не видят, по пророчеству Исаии, а народ, сидящий во тьме (то есть язычники), увидел великий свет богопознания, ибо среди тех самых иудеев скрылось Солнце правды, Христос, из-за неверия их, поскольку, умерщвленный ими, Он скрылся и царствовал в глубине гроба и ада, а среди нас, уверовавших из язычников, воссиял, потому что мы узнали восход Божества Его и были осияны светом благочестия и добродетели. Повелевает певец и новому Сиону плясать духовно и радоваться Воскресению Жениха Христа, потому что Христова радость и ликование являются и нашими. Затем он обращает свое слово и к Богородице, не напрасно и не мимоходом делая это, но с целью показать, что этот ирмос принадлежит девятой песни, песнотворицей которой, начальницей и творцом стала Госпожа Богородица, и поэтому он говорит Ей: «И Ты, Богородица, веселись и радуйся Воскресению Твоего Сына, ибо как прежде в Твое сердце вошел меч скорби из-за страдания и смерти Твоего Сына, по Симеонову пророчеству, так и ныне справедливо Тебе радоваться и веселиться первой, более остальных, ради Воскресения Сына Твоего, как Ты и пророчествовала в Своей песни, говоря: «Возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1, 47).

Тропарь

(Греческий текст) Ὢ θείας, ὢ φίλης, ὢ γλυκυτάτης σου φωνῆς· μεθ' ἡμῶν ἀψευδῶς γάρ, ἐπηγγείλω ἔσεσθαι, μέχρι τερμάτων αἰῶνος Χριστέ, ἣν οἱ πιστοί, ἄγκυραν ἐλπίδος, κατέχοντες ἀγαλλόμεθα.

(Дословный перевод) О Божественное, о любезное, о сладчайшее Твое возглашение! Ибо с нами неложно Ты обещался пребыть до исхода века, Христе. И в этом возглашении мы, верные, якорь надежды имея, радуемся.

(Славянский текст) О божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века Христе, Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся.

(Перевод Ловягина) О как божественны, любезны и пресладостны глаголы твои, Христе! Ты обещался неложно с нами быть до кончины века; имея их опорою надежды, мы верные радуемся (Матф. 28, 20).

Толкование

И этот тропарь заимствует певец из радостотворного и последнего слова, которое сказал Господь после Воскресения Своим ученикам на горе Галилейской: «И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20). Итак, соименный благодати Иоанн упоминает это слово удивительно и вместе благодарственно: «О что за Божественный глас это был, Богочеловече Иисусе Христе, глас, который Ты издал пред святыми Твоими апостолами! И как не быть Божественным тому гласу, который изшел из тех Божественных, поклоняемых и всесвятых Твоих уст? О, что за любезнейший глас это был, глас, которым Ты говорил к Своим друзьям-ученикам! И неужели не был любезнейшим тот глас, который стал живым доказательством столь крайней любви к нам? О, что за сладчайший это был глас, который прошел через сладчайшие и подобные нектару Твои уста! И как не быть сладчайшим и приятнейшим тому, что стало ходатаем стольких благ? Ибо Ты, Спаситель наш, неложно пообещал всегда остаться со священными Твоими апостолами, а через них - остаться и с нами, их учениками и Твоими рабами, которые веруют в Тебя и поклоняются Тебе. И что более удивительно, Ты обещаешь не отлучаться и на краткий промежуток времени ни от них, ни от нас, до скончания настоящего века.

Итак, этот Божественный, любезный и сладчайший глас Твой, о Владыка, и неложное Твое обещание мы, христиане, держим как безопаснейший якорь надежды. Когда дуют противные нам ветры искушений и когда восстают на наш корабль волны житейского моря, мы бросаем, словно огромный якорь, это Божественное Твое обещание - и немедленно освобождаемся от шторма и потопления в мысленном море. Ведь и чувственное, и умопостигаемое море знает этот Твой глас, потому что Ты нередко укрощал и успокаивал море. И как только оно услышит, что мы говорим: «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», тут же успокаивает свои волны, и бывает великая тишина. Мы радуемся об этом твоем любезном обещании, Господи, потому что, если даже и тираны угрожают, что совершат над нами страшнейшее из страшного и ужаснейшее из ужасного, по пословице, мы не боимся. Даже если нечестивцы и гонители мучают нас различными пытками, мы не обращаем на это внимания; и если нас стесняет нищета, то и это нас не заботит; и если докучают немощи, мы не падаем. И вообще говоря, какие бы скорби и несчастья не постигли нас, от демонов ли или от людей, мы, только припоминая этот Твой сладчайший глас и обетование, немедленно утешаемся, немедленно начинаем радоваться и немедленно любая наша скорбь превращается в радость, ибо мы представляем, что невидимо и таинственно присутствуешь среди нас Ты, вселюбезнейший и сладчайший наш Владыка, и наделяешь нас силой в наших немощах, утешаешь в скорбях и обстояниях и говоришь нам в сердце неким образом: «Не бойтесь, Я с вами. “Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века”».

В то же самое время удивительны и в высшей степени общеполезны слова богоносного отца нашего Григория Фессалоникийского, которыми он излагает толкование вышеприведенных слов Господа, ибо он говорит так: «Еванегелист не сказал: “В третий раз Он уже пришел к ним на море Тивериадском”, но “явил”, показывая, что Он всегда был с ними, хотя и не был видим чувственными очами. Допустил же им видеть Себя, когда Ему это было угодно, потому что таковой способностью обладают бессмертные тела. Это означает, братья, что Он и с каждым из нас, если даже мы и не видим Его. Поэтому, возносясь, Он и сказал Апостолам: “Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века” (Мф.28, 20). Потому Его, как присутствующего с нами, будем ежедневно благоговейно чтить и творить богоугодное пред Его лицом. Пусть даже плотскими очами мы и не можем Его видеть, но и в этом случае можем собрать великий плод, потому что это созерцание является устранением всякого греха, очищением всякого лукавства, отчуждением от всякого зла. Такое созерцание является творческим началом всякой добродетели, родительницей чистоты и бесстрастия, дарователем вечной жизни и нескончаемого царствия. Имея попечение о таковом сладостном созерцании и устремляя мысленный взор на Христа как на присутствующего с нами, каждый из нас говорит, подобно Давиду: “Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю” (Пс. 26, 3)» (Омилия на десятое утреннее Евангелие).

Тропарь

(Греческий текст) Ὦ Πάσχα τὸ μέγα, καὶ ἱερώτατον Χριστέ, ὦ σοφία καὶ Λόγε, τοῦ Θεοῦ καὶ δύναμις, δίδου ἡμῖν ἐκτυπώτερον, σοῦ μετασχεῖν, ἐν τῇ Ἀνεσπέρῳ ἡμέρᾳ τῆς βασιλείας σου.

(Дословный перевод) О Пасха великая и священнейшая, Христе! О мудрость, и Слово Божие, и Сила! Подавай нам чище \ совершеннее Тебя причащаться в невечерний день Царствия Твоего.

(Славянский текст) О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего.

(Перевод Ловягина) О Пасха великая и священнейшая, Христе! О премудрость, Слово Божие и сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебя в безвечерний день царствия твоего (1 Кор. 5, 7; 13, 12).

Толкование

Этот последний и занимающий в этом каноне место послесловия тропарь песнописец заимствовал из послесловия слова на Пасху Григория Богослова, ибо он там говорит следующее: «Но великая и священная Пасха, и очищение всего мира! - буду беседовать с тобою, как с чем-то одушевленным. Слово Божие, и свет, и жизнь, и мудрость, и сила! - радуюсь всем твоим наименованиям». Итак, как он сказал там, так почти дословно повторяет его слова здесь певец, за исключением того, что Богослов при помощи риторического приема олицетворения обращается к Пасхе неодушевленной, а Иоанн здесь обращается к Пасхе одушевленной - Христу, ибо он слышал, что говорит апостол Павел: «Ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1 Кор. 5, 7). Итак, Иоанн возвещает следующее: «О Богочеловече Иисусе Христе, Который есть истинная и великая Пасха и священнейшая, о мудрость, и Слово Божие, и Сила!» Христос называется мудростью, по утверждению Григория Богослова, «как знание Божеских и человеческих дел. Ибо Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного Им?» Словом называется, по утверждению того же самого Богослова, потому что «Он так относится к Отцу, как слово к уму, и не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом, и потому, что изъявляет Отца. А иной сказал бы, пожалуй, что относится к Отцу, как определение к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший (ведь именно это значит «видевший») Сына познал Отца, и Сын есть сокращенное и удобное выражение Отчего естества, как и всякое порождение есть безмолвное слово родившего. Но не погрешит в слове и тот, кто скажет, что Сын именуется Словом, как соприсущий всему сущему. Ибо что стоит не Словом? Силою назван (1 Кор. 1, 25), как Охранитель тварей и Податель сил к продолжению бытия» (Слово о богословии четвертое, о Сыне второе).

Кроме того, и Златоуст так восхваляет праздник Пасхи: «О, божественная Пасха, нисходящая с неба до земли, и восходящая обратно от земли на небо! О, новое празднество всего мира! О, радость всего, и честь, и пища, и наслаждение, от которых мрачная смерть уничтожилась, а жизнь распространилась на всех, небесные врата открылись, и Бог явился человеком, и человек восшел Богом, сокрушив врата адовы и расторгнув адамантовы узы!» (Слово 7 из восьми на Пасху).

Заметь, что Богослов более возвышенным образом понимает причащение Пасхи и, толкуя, что есть новое питье виноградное, которое будет пить вместе с нами Бог Слово в Царствии Отца, говорит, что оно состоит «для нас в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим слово, ибо учение есть пища и для говорящего» (Слово на Пасху). Тот же Григорий различает три Пасхи - законную, благодатную и Пасху будущего века - и говорит: «Причастимся Пасхи, ныне пока прообразовательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете, ибо законная Пасха (дерзаю и говорю) была еще более неясным прообразованием прообразования. А немного позже причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сие “ново в царствии Отца” (Мф. 26, 29), открывая и уча тому, что ныне явлено Им в некоторой мере» (Слово на Пасху).

Поскольку таким образом Богослов иносказательно выражает причащение Пасхи в знании и умном созерцании, то и божественный Иоанн, последуя ему, говорит: «Ты, Христе, Который есть истинная Пасха, удостой нас вкушать Тебя через знание и созерцание в тот невечерний день Твоего царствия, то есть день, не имеющий вечера и ночи, - и вкушать не так, как мы вкушаем в настоящей жизни, но “истее” (ἐκτυπώτερον), то есть без всякого образа (τύπον) и покрова, согласно Феодору, или же чище и совершеннее, согласно Богослову. Поскольку же, как мы сказали, Пасха трояка - законная, евангельская и грядущая - то из-за разделения ее существуют и три знания и созерцания, в которых иносказательно выражается сама Пасха: законное и ветхое (покрытое тенью и смутное), новое и евангельское (которое более просвещенное по сравнению с законным, а по сравнению с грядущим - более неясное), и то грядущее (которое имеет все из доступного для постижения), как и Павел сказал об этом: «Видим ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу; ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых» (1 Кор. 13, 12). Итак, боговдохновенный Иоанн умоляет Владыку Христа, чтобы мы тогда вкушали совершеннейшее и чистейшее знание и созерцание, с помощью которых мы познаем Господа, как и были познаны от Него, потому что ныне в настоящей жизни мы не можем вкусить этого знания из-за скудельного этого тела, которое мы носим. А невечерним назвал Дамаскин этот день Христова Царствия, потому что, согласно великому Василию, «великий день Господа произойдет не от этого чувственного солнца, но озарится восходом Солнца правды, и этот день будет единым и непрерывным, не имеющим преемницы-ночи, но длящимся в течение всего века» (Слово второе на Исаию), и еще: «И возвысится один Господь в тот день, последний из всех дней, который не прерывает ночь, не ограничивает время, начало и конец которому не дает материальный свет, но он один подобен сам себе, неподвижный, невечерний, не имеющий преемника» (На видение Исаии). Но скажем и нечто утонченное: певец умоляет о том, чтобы нам вкушать чище Христа в грядущий день, потому что как Воскресение Христа произошло в воскресенье, так и грядущее Его пришествие случится в воскресенье, а точнее - тот самый невечерний день Царствия Христова будет воскресеньем, которое будет одним невечерним и не сменяемым ничем днем. Сказал еще упоминаемый выше божественный Василий: «Ибо по нашему учению известен и тот невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день, который у псалмопевца наименован восьмым, потому что он находится вне сего седмичного времени. Посему ... скажешь ли, что это день или что это состояние, всегда он один, а не многие; наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный. Поэтому и Моисей, чтобы вознести мысль к будущей жизни, наименовал единым сей образ века, сей начаток дней, сей современный свету святой Господень день, прославленный воскресением Господа» (омилия вторая на шестоднев, после изречения «И был вечер, и было утро, день един»). И заметь, что по мысли святого ныне воскресенье есть образ грядущего века, а тогда это будет уже сам грядущий век. Видите, как это велико? Видите, как удивительны и высоки преимущества Воскресения и святого воскресенья?

О, только бы все мы, и поющие, и читающие, и слушающие настоящий канон светоносного дня, блистательный и приносящий радость миру, не были лишь певцами, чтецами и слушателями мыслей и заповедей, содержащихся в этом каноне, но были и творцами их на деле. Мы воскресли вместе с Воскресшим Христом и через веру, и через Святое Крещение, которое совершается в образ погребения и Воскресения Господа. О, только бы нам начать проводить новое жительство, которое подобает тем, кто совоскрес с Владыкой Христом, как нам возвещает Павел: «Да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6, 4). Сегодня мы узнали от Воскресшего о новой жизни. Только бы нам хранить ее до конца, имея новые помыслы, произнося новые слова и совершая новые дела, достойные нового Воскресения Христова, - а не роскошествовать на пирах и кутежах, не распевать постыдные и диавольские песни, не насмешничать и плясать, не впадать в сластолюбие и славолюбие, пьянство и распутство, сребролюбие и другие грехи. Это дела тленной жизни ветхого человека, которого мы совлеклись в Святом Крещении, и тот, кто их совершает, должен умереть бессмертной смертью души, как говорит апостол: «Аще бо по плоти живете, имате умрети» (Рим. 8, 13).

Будем умолять, возлюбленные, Воскресшего Христа умертвить гнездящиеся в нашем сердце страстные помыслы и демонов, будем умолять Его, чтобы Он Сам воскрес посреди нас, переступая, словно печати, страстные впечат-ления, находящиеся в нашей душе, и прилоги греха, как говорит богоносный Максим: «Господь восстает, как бы мертвыми делая насажденные в сердце де-монами страстные помыслы, словно разорванное платье, соединяя образы нравственной красоты, разделенные искушениями, и переступая, словно печати, впечатления грехов, накладывающиеся на душу через представление» (Глава 63 первой шестисотницы богословских глав).

Но если некоторые гордые люди от зависти враждуют на истину, которая возвещается боголюбивыми мужами, и лживо клевещут на них, знай, возлюбленный, что такие распинают и погребают Господа и запечатлевают Его печатями, - но все же Владыка Христос обращает вражду их против них и восстает, являясь еще более сияющим благодаря этой вражде, потому что Он сильнее всех, как Истина, по словам того же самого Максима: «Когда увидишь неких гордецов, которые не выносят, если приходится похвалить лучших, замышляют сделать произносимую истину невозвещаемой, которые подстраивают для нее тысячи искушений и возводят беззаконные обвинения, думается мне, что вновь они распинают Господа, и погребают, и стерегут с помощью воинов и печатей, - обращая их при помощи их самих, восстает Слово; тем самым, что против Него враждуют, Оно показывается бóльшим, потому что через страдания заграждает уста с целью доставить бесстрастие, ибо Он всех сильнее, потому что и есть и называется Истина» (Глава 65 первой шестисотницы богословских глав).

Итак, если мы будем жить боголюбиво и по новому, братья, как мы сказали выше, то узнаем в самих себе достойную удивления силу Воскресения Господа, по преимуществу и бывшее той целью, ради которой Бог сотворил все, согласно упомянутому божественному Максиму, который говорит: «Посвященный в неизреченную силу Воскресения познал цель, с которой Бог по преимуществу поставил все» (Глава 67 первой шестисотницы Богословских глав), и, следовательно, будем удостоены праздновать святую Пасху Господню в настоящей жизни с радостью духовной и радованием нашего сердца, а в будущей будем праздновать ее истее и чище, о Христе Иисусе, Господе нашем, воскресшем из мертвых, Ему же слава и сила с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
Tags: с праздником!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments