Георгий Михайлович Гупало (gm_dar) wrote in ustav,
Георгий Михайлович Гупало
gm_dar
ustav

Category:

Литературная правка для редакторов и корректоров, принятая в издательстве ДАРЪ

Выложено для обсуждения. Мы не всегда уверены в том, что именно так нужно писать, но решили, что в своем издательстве будут такие правила. Они не универсальны, спорны, некоторые не логичны, а некоторые противоречат друг другу. Тему эту мы давно поднимаем, что нужно собрать круглый стол и обсудить сей вопрос. Понятно, что сейчас не до нас, с нашими дурацкими книжными проблемами. Но, может быть, кто-то откликнется? Может, это еще кого-то волнует?

С прописной буквы пишутся:
• существительные Святая Живоначальная Троица, Троица, Бог, Божество, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, Христос, Мессия, Господь, Ипостась (Троицы), Лицо (Троицы), Богородица и большинство простых прилагательных, производных от данных слов (например, Божий, Божественный).
• Прилагательные простые, производные от существительных, пишущихся с прописной буквы (например, Божий, Божественный). Но: сложные пишутся со строчной (например, боголюбивый, богоизбранный, богоборческий).
• приложения (определения, выраженные именами существительными), относящиеся к именам Троицы, Христа и Богородицы: Господь Вседержитель, Господь Иисус Христос, Искупитель мира; Богородица, Заступница усердная;
• местоимения, замещающие имена Троицы, Христа и Богородицы: Ее (Богородицы) Божественный Сын; Ее (Троицы) явления; Его (Христа) страдания, Своею (Христа) Kровию.

* Определения при указанных словах, выраженные именами прилагательными или причастиями, пишутся со строчной буквы: Христос, родившийся на спасение миру; Бог вездесущий, всемогущий.
Но: Единый Бог, Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Богородица.


С прописной буквы пишутся названия чинов ангельских:
Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Серафимы, Херувимы, Престолы, Ангел Хранитель, Силы Небесные, Небесные силы бесплотные, Небесное воинство.

С прописной буквы пишутся все двунадесятые и великие праздники:
Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий), Введение во храм Пресвятой Богородицы и др.; Рождество святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы и др.).
Но: день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
В названиях остальных праздников должна быть одна прописная буква (не обязательно первая):
память прп. Сергия, обретение мощей; обретение мощей св. блгв. кнг. Анны Kашинской, Лазорева суббота.
Если название праздника не содержит в себе имя собственное, то прописной становится первая буква названия:
Неделя жен мироносиц, Неделя ваий, Неделя праотец, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя всех святых; а также Неделя о Фоме, Неделя святых отец Первого Вселенского Собора. Но: седмица мытаря и фарисея, сырная седмица, масленица, святки (допустимо и Масленица, Святки).

С прописной буквы пишутся названия Таинств:
Брак, Евхаристия, Елеосвящение, Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство (например, Таинство Евхаристии, Таинство Елеосвящения).

Названия богослужебных книг пишутся без кавычек с прописной (первое слово), второе слово (определение) со строчной буквы:
Служебник, Требник, Минея месячная (общая, дополнительная, праздничная), Триодь постная (цветная), Часослов великий (малый), Псалтирь с последованием, Типикон, Октоих нотный, Ирмологий нотный.
Но: Цветная (Постная) Триодь, Общая (Праздничная, Дополнительная) Минея.

В названиях отдельных Церквей каждое слово пишется с прописной:
Русская Православная Церковь, Русская Церковь, Польская Церковь, Kонстантинопольский Патриархат, Албанская Церковь, Восточная, Западная Церковь, Римский Kостел, Автономная Церковь, Автокефальная Церковь.
Но: апостольская Церковь; ср.: киевская Никольская церковь (т.е. храм).

В названиях епархий всех христианских конфессий прилагательные пишутся с прописной: Абаканская и Kызылская епархия, Kиотская епархия, Сербская архиепископия, Охридская архиепископия, Kиевская митрополия и т.д.

В титулах архиереев всех христианских конфессий прилагательные также пишутся с прописной: митрополит Новгородский, архиепископ Волгоградский.
Но: не путать с прилагательными, обозначающими место проживания: новгородский митрополит, волгоградский священник.

В названиях церквей и монастырей прилагательные, обозначающие местоположение, пишутся со строчной (ср.: обозначающие праздник — с прописной):
владимирский Упенский собор (монастырь), Троицкое подворье; московский Богоявленский монастырь, костромская Рождественская церковь. Но: троицкий монах (игумен, настоятель).


СЛОВАРЬ

А.
Агнец (Христос)
агнец (просфора)
Ангел
Ангел Хранитель
Англиканская Епископальная церковь
антиминс (и др. предметы церковной утвари)
Антипасха
апостол (и др. лики святых)
Апостол (богослужебная книга)
Архангел
архиепископ
архиерейский дом
арцибискуп Львовский

Б.
благодать
богослужение
Божественный
Божий
Боярская дума

В.
Великий вход
Великий пост (1-я, 2-я и т.д. седмицы и недели Великого поста, но: если обозначение воскресения, то Неделя Великого поста)
Великий Понедельник (Вторник, Среда и т.д. Страстной седмицы)
Виленский повет
воинство небесное
Вселенская Церковь
Вселенский Патриарх(ат)
Вселенский Собор
Всемирный Совет Церквей
всенощное бдение

Г.
Горнее место (в алтаре)
Господские (Богородичные) праздники

Д.
дарохранительница
Дары Святого Духа
деисис (деисус)
Деяния святых апостолов
Доминиканский орден
Древняя Церковь
духовная академия (семинария). Но: Московская (Kиевская, Kазанская) Духовная Академия, Нижегородская духовная семинария,
духовное училище

Е.
Евангелие, но: евангелист
евхаристический канон
елей
епархиальное управление (совет)
Епископальная церковь
Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь (без запятых)

Ж.
жертвенник (в алтаре)

З.
Западнорусский край
Закон Божий
земля обетованная
Земский собор

И.
иконостас
икона
Император Всероссийский (если не письменное обращение, то император)

K.
Kиевские угодники
Книга книг (Библия)
кондак
Kрест Христов
крест нательный (напрестольный и др.)
Kровь Христова

Л.
Лавра,
литургия
литургия преждеосвященных Даров; допустимо: Литургия (литургия) Преждеосвященных Даров
Львовское (Kиевское) братство
львовская (киевская) школа

М.
Месяцеслов
миро
митрополит
Могилянская коллегия (Kиево-Могилянская)
Московский Печатный двор
мученик

Н.
Небесные Силы бесплотные
Небо (вместилище Бога)
Нерукотворный Образ Иисуса Христа
Неделя (в обозначении воскресения)

О.
Оптина Пустынь
освященный Собор
Острожская типография
Отдел внешних церковных связей
отцы Церкви

П.
Пантелеимон
папа Римский
пасхалия
патриарх
Иерусалимский патриарх и т.д., но: Святейший Патрирх (как титул)
первосвятитель (в зн.: «патриарх»)
предстоятель (в зн.: «патриарх»)
Пасха
пасхалия
плащаница (допустимо: Плащаница)
Поместная Церковь
Поместный Собор
Послание апостола Павла к Римлянам (Первое Послание апостола Павла к Kоринфянам и пр.)
Последование ко Святому Причащению
Посольский (Монастырский) приказ
престол (в алтаре)
притвор
Промысл Божий (Промысел Божий)
православный
Православие
Предание (церковное)
преждеосвященные Дары
преосвященный
преподобный (например, преподобный Сергий Радонежский)
Преполовение
престол
псалмопевец
Пятидесятница

Р.
Распятие
Русский Народный Собор
Речь Посполита
Русская (Польская) земля

С.
сатана
Святая Плащаница
Святая Чаша
святой
священный
Святая Гора Афон (Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон)
Святые Дары
Святые Христовы Таины (в слове Тайны буква «й» заменяется на «и»)
Священное Писание
Священное Предание
Светлое Воскресение
Светлая седмица
Светлый понедельник (вторник и т.д. и Понедельник, Вторник и т.д.)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси
святитель
Силы Небесные
Символ веры
слово Божие (Библия)
смерть Спасителя
Собор: 1) орган управления Церковью (Вселенский, Поместный, Архиерейский); 2) Собор (Сибирских, Вологодских, Пермских и др.) святых, и собор: 1) здание, 2) собрание духовенства
Соловецкий чудотворец
Спаситель
страдания Спасителя
Страстная седмица
Страшный Суд (допустимо: Страшный суд)
Суббота Акафиста

Т.
Таинство
Тайная вечеря
тайнозритель (Иоанн Богослов)
Тело Христово
трапеза
тропарь

У.
Устав (книга)
устав (порядок совершения богослужения)

Х.
Христова Церковь, но: христианская Церковь

Ц.
Царские врата
Царство Небесное
Царь Небесный
Церковный Совет
церковно-славянский
Церковь (сообщество верующих), Церковь Мать
церковь: 1) здание, 2) протестантская церковь
Царство Небесное
царь Русский (допустимо в ином значении: русский царь)

Ч.
Четыредесятница
Четвероевангелие

Э.

Патриарший Экзарх (в обозначении правящих архиереев обширных территорий), но: экзарх в значении представитель. Например, экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

ОФОРМЛЕНИЕ
Оформление библейских цитат:

1. Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

2. Мало помнили люди, что слово Божие не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Kор. 2, 4).

3. Апостолы из среды верующих выделяли особых ревнителей, которым передавали такие полномочия, как пасти церковь (см. Деян. 20, 28), ставить епископов (см. Тит. 1, 5) и диаконов (см. 1 Тим. 3, 10), возгревать дар священства (см. 2 Тим. 1, 6).

4. И пастырь, прежде чем узнать свою паству, уже горячо ее любит, любит, не разбирая добрых от злых, и даже последних больше, ибо «не здоровые, но больные требуют врача» (см. Мф. 9, 12; Мк. 2, 17; Лк. 5, 31).

Внимание!!!
Если библейская цитата дана на церковно-славянском (например, Аще человеком угождал бых, Христов раб не бых убо), то ее следует заменить, руководствуясь синодальным переводом Библии или подобной ему электронной версией; исключение составляет Псалтирь, которую следует цитировать по следующему изданию: Псалтирь: В русском переводе с греческого текста с введением и примечаниями П. Юнгерова (любое издание).

Вопросительный или восклицательный знак после цитаты ставится до ссылки, если относится именно к цитате (тогда после ссылки ставится точка), и ставится после ссылки, если относится ко всему предложению. Например:
Есть род – о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! (Притч. 30, 13).
Насколько верно, что злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все (Притч. 28, 5)!

Оформление стихов:
Если ранее был указан источник, по которому приводится текст (например, в сноске: Здесь и далее текст приводится по изданию: Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10-ти томах. Л., 1978), то:

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец;
Живу печальный, одинокий,
И жду: придет ли мой конец?
А.С. Пушкин, «Элегия», 1821 (II, с. 27)
В других случаях:

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

А.С. Пушкин, «Элегия» (1821)

Стараться указывать источник приводимых в тексте цитат (в особенности если они вынесены в эпиграф) из Евангелия, молитв, богослужебных текстов. Например: «Днесь небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан крещения прося, безгрешный, да очистит мир от лести вражия» (стихира Богоявления, глас 2).

Оформление библиографии:
1. Св. Николай Kавасила. Семь слов о жизни во Христе. М., 1974. 356 с.
2. Свт. Ириней Лионский. Против ересей: В 5-ти кн. М., 1968. Kн. 3. 378 с.
4. Антоний, митр. Основные начала православного пастырства // Православный собеседник. 1896. апрель. С. 56–76.

* Если текст приводится по собранию сочинений, то в примечании следует указать это 1 раз, а затем указывать том и страницу в скобках, сразу за цитатой. Например:
• Здесь и далее текст приводится по изданию: Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10-ти томах. Л., 1978.
• «Проснувшись, подозвал я Савельича, и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту» (VI, С. 105) / (VI, 105) или, если цитата приводится единственный раз и произведение не указывается («Kапитанская дочка», 1836; т. VI, С. 105).

По возможности указывать издательство. Например:
Великая русская смута. М., Даръ, 2007. 672 с.


Оформление сносок:
Если сноска относится к слову или фразе, то знак сноски ставится до знака препинания. Если сноска относится ко всему предложению или абзацу, то сноска ставится после знака препинания.
Ссылки на литературу:
1 К 90-летию восстановления патриаршества в Русской Церкви. // Православный церковный календарь за 2007 год. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 2–9.

Перевод слов:
Алектор (церк.-слав.) — петух. — Прим. ред.
Если примечания редактора по всей книге, то после первого примечания пишется: — Здесь и далее прим. ред. или прим. пер.


Оформление примечаний в тексте:
Алектор (петух (церк.-слав.) — Прим. ред.)
Если в тексте в кавычках, то в примечании также: …свои же «Sententiarum libri tres» («Сентенции в трех книгах» (лат.) — Прим. ред.).
Если примечания редактора по всей книге, то после первого примечания пишется: — Здесь и далее прим. ред.

Молитвы (за исключением молитв из Священного Писания), акафисты, богослужебные тексты давать в кавычках, без курсива.
СТИЛИСТИКА
Заменять:
аще - если
ибо, бо, убо - потому что, так как, ведь (в зависимости от контекста и построения фразы, по согласованию с редактором)
кольми паче - тем более, насколько более, тем больше
пред - перед
чрез - через

Звательный падеж на именительный, например: христианине, брате - христианин, брат. Но: оставлять братие (в значении «братья») в обращениях.
Убрать конструкции со словом суть, например: таковые суть грешники - таковые — грешники.
Заменить пришедши - придя, упавши - упав и т.д.
Обратите внимание на конструкции типа имеешь впасть. Где возможно, заменить современными.
В некоторых случаях необходимо поменять порядок слов, например: «Мы ожидаем Царя Небесного, Иисуса Христа пришествия к нам» - «Мы ожидаем пришествия к нам Царя Небесного, Иисуса Христа».
Молитвы Отче наш и 50-й псалом «Помилуй, мя, Боже, по велицей милости Твоей…» и т.п. не переводить (и текст не изменять).


СОКРАЩЕНИЯ
Принятые сокращения:
и т.д.
и т.п.
т.е.
НЕ ставить пробел внутри сокращения после точки
См.:
Ср.: Везде, кроме указаний на библейские цитаты (в последних см., ср.)
Проч. Или полностью
А.С. Пушкин НЕ ставить пробел между инициалами


Стараться раскрывать:
• названия книг, журналов (например, Православный собеседник вместо Правосл. собесед.);
• слова (например, Иисус Христос (не И. Христос), например (не напр.), Святой Дух (не Св. Дух), Священный Синод с 1918 г. и Святейший Синод – до 1918 (не Свящ. Синод; Св. Синод); Священное Предание (не Св. Предание), Священное Писание (не Св. Писание).
• неизвестные (малоизвестные) слова и выражения (например, средостение — препятствие; влаясь — колебаться; сткляница — небольшая бутылочка и т.д.).
Уточнять: Вс. Соловьев или Вл. Соловьев (по возможности указывать инициалы писателей, художников, музыкантов и т.д., особенно в сносках с элементами библиографии); свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин и др. (не Иоанн Златоуст, Августин).

• раскрывать по возможность сокращение св., указывая чин святости.
Сокращения титулов и чинов святости (в единственном/множественном числе):
Апостол — ап./апп.
Архиепископ – архиеп./архиеп.
Архимандрит – архим./архим.
Бессеребреник — бесср./бесср.
Благоверный — блгв./блгвв.
Блаженный — блж./блжж.
Великомученик — вмч./вмчч.
Великомученица — вмц./вмцц.
Епископ – еп./епп.
Игумен – игум./игум.
Исповедник — исп./испп.
Князь – кн./кнн.
Митрополит – митр./митр.
Мученик — мч./мчч.
Мученица — мц./мцц.
Праведный — прав./правв.
Преподобный (-ная) — прп./прпп.
Преподобномученик — прмч./прмчч.
Преподобномученица — прмц./прмцц.
Пророк — прор./прор.
Равноапостольный — равноап./равноапп.
Святитель — свт./свтт.
Святой – св./свв.
Священноисповедник — сщисп./сщиспп.
Священномученик — сщмч./сщмчч.

Сокращения в названиях книг Священного Писания (обратите внимание, что в некоторых сокращениях не ставится точка):

Ветхий Завет
Авв. — Аввакум
Авд. — Авдий
Агг. — Аггей
Ам. — Амос
Быт. — Бытие
Вар. — Варух
Втор. — Второзаконие
Дан. — Даниил
1 Езд. — Первая Книга Ездры
2 Езд. — Вторая Книга Ездры
3 Езд. — Третья Книга Ездры
Еккл. — Екклесиаст
Есф. — Книга Есфирь
Зах. — Захария
Иез. — Иезекииль
Иер. — Иеремия
Иов — Книга Иова
Иоиль — Иоиль
Иона — Иона
Ис. — Исаия
Исх. — Исход
Иудифь — Книга Иудифь
Лев. — Левит
1 Мак. — 1-я Книга Маккавейская
2 Мак. — 2-я Книга Маккавейская
3 Мак. — 3-я Книга Маккавейская
Мал. — Малахия
Мих. — Михей
Нав. — Книга Иисуса Навина
Наум — Наум
Неем. — Книга Неемии
Ос. — Осия
1 Пар. — 1-я Книга Паралипоменон
2 Пар. — 2-я Книга Паралипоменон
Песн. — Песнь Песней
Плач — Книга Плач Иеремии
Посл. Иер. — Послание Иеремии
Притч. — Книга Притчей
Пс. — Псалтирь
Руфь — Книга Руфь
Прем. — Книга Премудрости Соломона
Сир. — Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Соф. — Софония
Суд. — Книга Судей
Тов. — Книга Товита
1 Цар. — Первая Книга Царств
2 Цар. — Вторая Книга Царств
3 Цар. — Третья Книга Царств
4 Цар. —Четвертая Книга Царств
Чис. — Числа

Новый Завет
Гал. — Послание к Галатам
Деян. — Деяния апостолов
Евр. — Послание к Евреям
Еф. — Послание к Ефесянам
Иак. — Послание Иакова
Ин. — Евангелие от Иоанна
1 Ин. — Первое Послание Иоанна
2 Ин. — Второе Послание Иоанна
3 Ин. — Третье Послание Иоанна
Иуд. — Послание Иуды
Кол. — Послание к Колосянам
1 Кор. — Первое Послание к Коринфянам
2 Кор. — Второе Послание к Коринфянам
Лк. — Евангелие от Луки
Мк. — Евангелие от Марка
Мф. — Евангелие от Иоанна
Откр. — Откровение Иоанна
1 Пет. — Первое Послание Петра
2 Пет. — Второе Послание Петра
Рим. — Послание к Римлянам
1 Тим. — Первое Послание к Тимофею
2 Тим. — Второе Послание к Тимофею
Тит. — Послание к Титу
1 Фес. — Первое Послание к Фессалоникийцам
2 Фес. — Второе Послание к Фессалоникийцам
Флм. — Послание к Филимону
Флп. — Послание к Филлипийцам



Обратить внимание:
Исправлять сокращения: Апок. Откр., Сол.  Фес., Петр.  Пет., Числ.  Чис.

Если встречаются следующие сокращения, их желательно раскрывать:
Симв. Веры Ник. — Символ Веры Первого Вселенского Собора, бывшего в Никеи.
Симв. Веры Конст. — Символ Веры Второго Вселенского Собора, бывшего в Константинополе.
Догм. Четв. Соб. — Догмат Четвертого Вселенского Собора, бывшего в Халкидоне.
Догм. Шест. Соб. — Догмат Шестого Вселенского Собора, бывшего в Константинополе.
Догм. Седьм. Соб. — Догмат Седьмого Вселенского Собора, бывшего в Никее.
Апост. — Правила святых Апостолов.
Перв. - Правила Первого Вселенского Собора.
Втор. — Правила Второго Вселенского Собора.
Трет. — Правила Третьего Вселенского Собора.
Трет. поел. — Послание Третьего Вселенского Собора.
Четв. — Правила Четвертого Вселенского Собора.
Шест. — Правила Шестого Вселенского Собора.
Седьм. — Правила Седьмого Вселенского_Сабора.
Анк. — Правила Анкирского Собора.
Неок. — Правила Неокесарийского Собора.
Гангр. — Правила Гангрского Собора.
Ант. — Правила Антиохийского Собора.
Лаод. — Правила Лаодикийского Собора.
Сард; — Правила Сардикийского Собора.
Карф. — Правила Карфагенского Собора.
Карф. к Келест. — Послание Карфагенского Собора к Келестину, папе Римскому.
Конст. — Правило Константинопольского Собора, 394 года.
Двукр. — Правила Константинопольского Собора, называемого Двукратным.
Премудр. — Правила Собора, бывшего в храме Премудрости Слова Божия.
Дионис. — Каноническое послание святого Дионисия Александрийского.
Петр. Алекс. — Правила святого Петра Александрийского.
Григ. Неок. — Каноническое послание святого Григория Неокесарийского.
Афан. — Послание святого Афанасия Великого.
Васил. — Правила святого Василия Великого.
Григ. Нисс. — Каноническое послание святого Григория Нисского.
Григ. Богосл. — Стихи святого Григория Богослова.
Амф. — Стихи святого Амфилохия Иконийского.
Тимоф. — Канонические ответы Тимофея Александрийского.
Феоф. — Правила Феофила, Архиеп. Александрийского.
Кирил. — Правила святого Кирилла, Архиеп. Александрийского.
Геннад. — Окружное послание Геннадия, Патриарха Константинопольского.
Тарас. — Послание Тарасия, Патриарха Константинопольского.
Tags: книжная полка и полезные ссылки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments