der Doktor (gasloff) wrote in ustav,
der Doktor
gasloff
ustav

Category:

О т.н. "запрещении" митрополита Сергия (Воскресенского)

В широко цитируемой книге прот. Владислава Цыпина "История Русской Православной Церкви 1917 - 1990" написано следующее:

"22 сентября 1942 года митрополит Сергий запретил священнослужение митрополиту Литовскому Сергию (Воскресенскому), который вместе с другими православными епископами оккупированной Прибалтики поздравлял Гитлера с военными успехами. Поведение митрополита Сергия (Воскресенского) объяснялось, очевидно, не его приверженностью фашизму, а политическим расчетом, стремлением сохранить легальную церковную организацию. По словам очевидца, митрополит Сергий (Воскресенский) говорил близким ему людям: «Не таких обманывали..., а этих колбасников обмануть нетрудно». Перед отступлением немецких войск из Прибалтики он начал готовить приходы к неизбежным переменам, но 30 апреля 1944 года был убит на дороге в своем автомобиле".

Книга любезно выложена на сайте Церковно-Научного Центра "Православной Энциклопедии" и интересующая нас глава находится вот по этому адресу: http://www.sedmitza.ru/index.html?did=16097

Там же на сайте выложены и полные тексты документов от 22 сентября 1942 года, на основании которых отец Владислав вроде должен был сделать такой вывод.

Итак, 22 сентября 1942 года появилось два официальных документа.

Первый:

Послание чадам нашей Православной Русской Церкви обитающим в Литве, Латвии и Эстонии от 22 сентября 1942 г. Сергия Митрополита Московского и Коломенского, Патриаршего Местоблюстителя
(с полным текстом этого послания вы можете ознакомиться здесь)

Процитирую окончание данного послания:

Чтобы загородиться от такого вывода, прибалтийские архиереи (или те, кто водил их руками) пытаются набросить тень на меня: я-де пишу свои послания против фашистов и призываю народ на борьбу против них, принуждаемый к тому соввластью.

Не буду напоминать, что наша Патриаршая Церковь, начиная с покойного Святейшего Патриарха Тихона, и доселе неизменно признает соввласть богоустановленной в СССР. Лично же для меня достаточно и одной любви к родине и моему народу, чтобы и без чьих-либо просьб и тем паче принуждений всячески противиться фашизму и порабощению им нашей страны. Да будет же стыдно пытающимся свое малодушие спрятать под клеветническими выпадами против родной Церкви и меня, ее возглавителя. Вы же, возлюбленные, пребудьте непоколебимы в вере и святом послушании матери-Церкви. Или, как говорит Апостол: «Не бывайте удобь преклонни к иному ярму, яко же невернии... Кое бо общение свету ко тьме... Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не, прикасайтеся» (2 Кор. 6, 14, 16, 17).

Ваша твердость в преданности Церкви да посрамит малодушных; ваша готовность все претерпеть за веру и родину да заставит одуматься согрешивших и поспешить к исправлению, потому что только возвращающимся в отчий дом готовы «объятия отча»; только раскаявшемуся — забвение прошлого.

Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хулителей ее церковный суд не потерпит в среде епископства православного.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа со всеми вами. Аминь (2 Кор. 13, 13).

Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский и Коломенский.
22 сентября 1942 года


Как вы могли заметить в тексте сказано: Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хулителей ее церковный суд
не потерпит в среде епископства православного.

Митрополит Сергий (Старгородского) прекрасно понимал, что не имеет права запрещать митрополита Сергия (Вознесенского) и четко указал на то, что это может сделать только церковный суд.

Теперь прочтем второй документ:

Определение N 27 от 22 сентября 1942 года патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского по делу митрополита Сергия Воскресенского с другими
(текст приведен здесь)

Слушали:
Предложение Патриаршего Местоблюстителя следующего содержания. Из Прибалтики поступают сведения, что в Риге, Латвия, в начале августа состоялся съезд православных архиереев Прибалтики под председательством митрополита Литовского Сергия Воскресенского, экзарха Латвии и Эстонии, с участием архиепископа Елганского Иакова (Карп), епископов Нарвского Павла (Дмитриевского) и Ковенского Даниила (нам неизвестного). Названные иерархи, оставаясь в юрисдикции Московской Патриархии, послали приветственную телеграмму Гитлеру и тем самым пошли в услужение фашизму. Чтобы скрыть от международного общественного мнения причины, толкнувшие их на такой позорный шаг, они, продолжая услужать фашистам, дошли до невероятнейшего и нелепого утверждения, будто православный епископат в СССР не искренне стоит на позиции защиты своей родины.


Определили:

Отлагая решение по сему делу до выяснения всех подробностей и в то же время желая отвратить соблазн, какой несомненно производит распространение вышеописанного как в православной пастве Прибалтики, так и вообще в заграничном церковно-общественном мнении:

1) Теперь же потребовать от митрополита Сергия Воскресенского и прочих вышеназванных преосвященных объяснения (с опубликованием его в печати), соответствуют ли действительности дошедшие До Патриархии сведения об архиерейском съезде в Риге.

2) В случае если сведения признаны будут соответствующими действительности, предложить преосвященным немедленно принять все меры к исправлению допущенного ими уклонения от линии поведения, обязательной для архиереев, состоящих в юрисдикции Московской Патриархии, с донесением о последующем Патриархии, — чтобы предстоящий церковный суд, при окончательном решении дела, имел пред собою не только проступок, но и исправление оного.

3) Совершающееся в церкви Преображения на Преображенской площади в Москве возношение имени митрополита Сергия Воскресенского, бывшего в свое время настоятелем означенной церкви, немедленно прекратить впредь до новых распоряжений.

4) Настоящее Определение опубликовать в заграничной прессе и считать объявленным вышеназванным преосвященным; о прекращении же возношения имени митрополита Сергия Воскресенского дать знать выпиской из настоящего Определения причту и испол-органу Преображенской церкви.

Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский и Коломенский

От епископата Русской Православной Церкви:
Алексий, митрополит Ленинградский
Николай, митрополит Киевский и Галицкий
Андрей, архиепископ Казанский
Лука, архиепископ б. Ташкентский
Алексий, архиепископ Куйбышевский
Сергий, архиепископ Горьковский и Арзамасский
Иоанн, архиепископ Ярославский и Ростовский
Алексий, архиепископ Рязанский
Варфоломей, архиепископ Можайский
Стефан, епископ Уфимский
Георгий, епископ Вологодский
Питирим, епископ Калужский

Как вы видите 22 сентября 1942 года Архиерейский Синод:
1)
отложил решение по сему делу до выяснения всех подробностей;
2) потребовал от митрополита Сергия (Вознесенского) и прочих преосвященных объяснений по сложившейся ситуации
3) отложил решение на "предстоящий церковный суд"
4) только отменил возношение имени митрополита Сергия (Вознесенского) в одном приходском храме.

Итак, выводы которые остается сделать:

1) протоиерей Владислав Цыпин неверно указывает, что митрополит Сергий был запрещен 22 сентября 1942 года. И процитированные документы свидетельствуют о неправде отца Владислава.
2) напоминая принцип презумпции невиновности стоит заключить, что до обнародования решения соответствующего церковного суда, если он когда либо состоялся, митрополит Сергий (Вознесенский) и прочие перечисленные преосвященные не являются осужденными и следовательно виновными в указанных преступлениях.
Tags: история Церкви, церковный суд и церковные наказания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments