"22 сентября 1942 года митрополит Сергий запретил священнослужение митрополиту Литовскому Сергию (Воскресенскому), который вместе с другими православными епископами оккупированной Прибалтики поздравлял Гитлера с военными успехами. Поведение митрополита Сергия (Воскресенского) объяснялось, очевидно, не его приверженностью фашизму, а политическим расчетом, стремлением сохранить легальную церковную организацию. По словам очевидца, митрополит Сергий (Воскресенский) говорил близким ему людям: «Не таких обманывали..., а этих колбасников обмануть нетрудно». Перед отступлением немецких войск из Прибалтики он начал готовить приходы к неизбежным переменам, но 30 апреля 1944 года был убит на дороге в своем автомобиле".
Книга любезно выложена на сайте Церковно-Научного Центра "Православной Энциклопедии" и интересующая нас глава находится вот по этому адресу: http://www.sedmitza.ru/index.html?did=16097
Там же на сайте выложены и полные тексты документов от 22 сентября 1942 года, на основании которых отец Владислав вроде должен был сделать такой вывод.
Первый:
Послание чадам нашей Православной Русской Церкви обитающим в Литве, Латвии и Эстонии от 22 сентября 1942 г. Сергия Митрополита Московского и Коломенского, Патриаршего Местоблюстителя
(с полным текстом этого послания вы можете ознакомиться здесь)
Процитирую окончание данного послания:
Чтобы загородиться от такого вывода, прибалтийские архиереи (или те, кто водил их руками) пытаются набросить тень на меня: я-де пишу свои послания против фашистов и призываю народ на борьбу против них, принуждаемый к тому соввластью.
Не буду напоминать, что наша Патриаршая Церковь, начиная с покойного Святейшего Патриарха Тихона, и доселе неизменно признает соввласть богоустановленной в СССР. Лично же для меня достаточно и одной любви к родине и моему народу, чтобы и без чьих-либо просьб и тем паче принуждений всячески противиться фашизму и порабощению им нашей страны. Да будет же стыдно пытающимся свое малодушие спрятать под клеветническими выпадами против родной Церкви и меня, ее возглавителя. Вы же, возлюбленные, пребудьте непоколебимы в вере и святом послушании матери-Церкви. Или, как говорит Апостол: «Не бывайте удобь преклонни к иному ярму, яко же невернии... Кое бо общение свету ко тьме... Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не, прикасайтеся» (2 Кор. 6, 14, 16, 17).
Ваша твердость в преданности Церкви да посрамит малодушных; ваша готовность все претерпеть за веру и родину да заставит одуматься согрешивших и поспешить к исправлению, потому что только возвращающимся в отчий дом готовы «объятия отча»; только раскаявшемуся — забвение прошлого.
Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хулителей ее церковный суд не потерпит в среде епископства православного.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа со всеми вами. Аминь (2 Кор. 13, 13).
Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский и Коломенский.
22 сентября 1942 года
Как вы могли заметить в тексте сказано: Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хулителей ее церковный суд не потерпит в среде епископства православного.
Митрополит Сергий (Старгородского) прекрасно понимал, что не имеет права запрещать митрополита Сергия (Вознесенского) и четко указал на то, что это может сделать только церковный суд.
Теперь прочтем второй документ:
Определение N 27 от 22 сентября 1942 года патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского по делу митрополита Сергия Воскресенского с другими
(текст приведен здесь)
Слушали:
Предложение Патриаршего Местоблюстителя следующего содержания. Из Прибалтики поступают сведения, что в Риге, Латвия, в начале августа состоялся съезд православных архиереев Прибалтики под председательством митрополита Литовского Сергия Воскресенского, экзарха Латвии и Эстонии, с участием архиепископа Елганского Иакова (Карп), епископов Нарвского Павла (Дмитриевского) и Ковенского Даниила (нам неизвестного). Названные иерархи, оставаясь в юрисдикции Московской Патриархии, послали приветственную телеграмму Гитлеру и тем самым пошли в услужение фашизму. Чтобы скрыть от международного общественного мнения причины, толкнувшие их на такой позорный шаг, они, продолжая услужать фашистам, дошли до невероятнейшего и нелепого утверждения, будто православный епископат в СССР не искренне стоит на позиции защиты своей родины.
Определили:
Отлагая решение по сему делу до выяснения всех подробностей и в то же время желая отвратить соблазн, какой несомненно производит распространение вышеописанного как в православной пастве Прибалтики, так и вообще в заграничном церковно-общественном мнении:
1) Теперь же потребовать от митрополита Сергия Воскресенского и прочих вышеназванных преосвященных объяснения (с опубликованием его в печати), соответствуют ли действительности дошедшие До Патриархии сведения об архиерейском съезде в Риге.
2) В случае если сведения признаны будут соответствующими действительности, предложить преосвященным немедленно принять все меры к исправлению допущенного ими уклонения от линии поведения, обязательной для архиереев, состоящих в юрисдикции Московской Патриархии, с донесением о последующем Патриархии, — чтобы предстоящий церковный суд, при окончательном решении дела, имел пред собою не только проступок, но и исправление оного.
3) Совершающееся в церкви Преображения на Преображенской площади в Москве возношение имени митрополита Сергия Воскресенского, бывшего в свое время настоятелем означенной церкви, немедленно прекратить впредь до новых распоряжений.
4) Настоящее Определение опубликовать в заграничной прессе и считать объявленным вышеназванным преосвященным; о прекращении же возношения имени митрополита Сергия Воскресенского дать знать выпиской из настоящего Определения причту и испол-органу Преображенской церкви.
Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский и Коломенский
От епископата Русской Православной Церкви:
Алексий, митрополит Ленинградский
Николай, митрополит Киевский и Галицкий
Андрей, архиепископ Казанский
Лука, архиепископ б. Ташкентский
Алексий, архиепископ Куйбышевский
Сергий, архиепископ Горьковский и Арзамасский
Иоанн, архиепископ Ярославский и Ростовский
Алексий, архиепископ Рязанский
Варфоломей, архиепископ Можайский
Стефан, епископ Уфимский
Георгий, епископ Вологодский
Питирим, епископ Калужский
1) отложил решение по сему делу до выяснения всех подробностей;
2) потребовал от митрополита Сергия (Вознесенского) и прочих преосвященных объяснений по сложившейся ситуации
3) отложил решение на "предстоящий церковный суд"
4) только отменил возношение имени митрополита Сергия (Вознесенского) в одном приходском храме.
Итак, выводы которые остается сделать:
1) протоиерей Владислав Цыпин неверно указывает, что митрополит Сергий был запрещен 22 сентября 1942 года. И процитированные документы свидетельствуют о неправде отца Владислава.
2) напоминая принцип презумпции невиновности стоит заключить, что до обнародования решения соответствующего церковного суда, если он когда либо состоялся, митрополит Сергий (Вознесенский) и прочие перечисленные преосвященные не являются осужденными и следовательно виновными в указанных преступлениях.