der Doktor (gasloff) wrote in ustav,
der Doktor
gasloff
ustav

Российское Библейское Общество



Сайт "Православие и Мир" пишет: "20 сентября произошла смена правления Российского Библейского общества. С должности президента РБО смещен протоиерей Александр Борисов, новым президентом избрана Валентина Чубарова – директор книжного служения «Слово» Евангелическо-Лютеранской Церкви «Слово» в Санкт-Петербурге, а вице-президентом – священник Владимир Лапшин. Состав правления был полностью обновлен.
Выражая несогласие с новой политикой управления, бывший вице-президент РБО Сергей Попов, профессор Евгений Рашковский и наиболее значительные представители протестантских конфессий вышли из состава общества"
.

В чем же состояло "несогласие с новой политикой управления"?

В цитируемой статье сказано: "В 2001 году Российское Библейское общество выпустило перевод Нового Завета «Радостная весть», который стал предметом многих споров. Также в РБО готовился перевод Ветхого Завета, под руководством одного из ведущих Российских библеистов М. Селезнева. Текст перевода Ветхого Завета был значительно менее спорным и положительно оценен многими рецензентами.
В РБО было принято издать оба текста в одном издании. Правление РБО поддержало Селезнева, решительно протестовавшего против объединения двух таких разных переводов в одном издании. В результате под угрозой срыва оказались сроки подготовки теста Библии к печати: одна сторона требовала доработать перевод, вторая – выполнить график по изданию книги. Возник конфликт между директором РБО и правлением".


Складывается впечатление, что конфликт лежит исключительно в коммерческой плоскости. Возможно это и так. Но давайте посмотрим на один из нюансов этой истории. Для начала две цитаты. Одна короткая, вторая длинная. Сначала слова исполнительного директора РБО Анатолия Руденко в пересказе "Правмира": "предложение М.Г. Селезнева о превращении РБО в «духовно- просветительский и научно-исследовательский центр» является изменением традиционных уставных целей и задач Российского Библейского Общества". О чем здесь идет речь? Из сути обсуждаемой статьи получается, что Селезнев выступил против некой коммерциализации, мешающей РБО стать духовно-просветительским и научным центром. Но давайте прочитаем что в своем докладе говорил сам исполнительный директор. Приведу небольшие выдержки.

"В сентябре 2008 года, сразу же после окончания спора о налоге на землю с Федеральной налоговой службой, РБО подверглось внеплановой проверке Министерства юстиции РФ (Минюста). Чиновникам были предоставлены все документы, и в ходе проверки у руководства РБО не сложилось впечатления, о том, что в нашей деятельности есть существенные нарушения. Однако, акт проверки на 11 листах, полученный в октябре нас шокировал — его главным выводом стало то, что РБО, якобы, не является религиозной организацией.
В ответ на данный акт РБО написало возражения также на 11 листах в вышестоящую инстанцию (Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста), которая после рассмотрения наших возражений сняла необоснованные претензии чиновников и письменно сообщила, что оснований для применения мер правового реагирования к РБО не имеется.
Тем не менее, из последнего письма следует, что у чиновников еще остаются сомнения в отношении вероисповедания РБО. Дело в том, что многие по старинке считают РБО «межконфессиональной» организацией. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» межконфессиональные религиозные объединения права на существование не имеют.
В Уставе РБО нет ни одного упоминания о «межконфессиональности». В соответствии с этим члены РБО и его Правления не представляют в нашей религиозной организации какие-либо конфессии или деноминации, даже если являются руководителями или видными деятелями последних.
Вероисповедание Российского Библейского Общества в соответствии с его Уставом (п.1.2)- БИБЛЕЙСКОЕ, в самом кратком виде изложенное в Никейском символе веры древней неразделенной христианской церкви, основанном на Библии, о чем мы и уведомили Министерство юстиции РФ.
Другое дело, что принадлежность к библейскому вероисповеданию не мешает членам РБО быть руководителями, членами или последователями различных христианских церквей, деноминаций и объединений и нести в них соответствующее служение. Более того, это только способствует эффективной деятельности РБО по осуществлению своей главной цели- распространению Слова Божьего, в том числе через церкви.
Как бы там ни было, разговоры и вопрошания членов РБО о том, к какой конфессии он или она себя относит или какую деноминацию «представляет», в РБО являются неуместными, поскольку противоречат как Уставу РБО, так и Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях».
В повестке дня сегодняшнего Общего собрания пунктом 6 стоит принятие развернутого документа о вероучении и религиозной практике РБО. Принятие данного документа должно укрепить позицию РБО в случае возможной проверки Министерства юстиции РФ на предмет религиозного статуса нашей религиозной организации. Предпосылки к этому имеются. В апреле 2009 года на первом же заседании экспертной комиссии при Минюсте ее председатель г-н Дворкин, согласно сообщениям СМИ и другим источникам уже обозначил РБО в качестве первоочередной цели проверок.
Представленный на утверждение Общего собрания проект документа о вероучении и религиозной практике РБО был тщательно проработан ведущими сотрудниками и некоторыми членами Правления РБО совместно с юристами. Одним из ведущих членов рабочей группы был известный юрист, кандидат философских наук, б. начальник Отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями Правительства РФ и б. ответственный секретарь Комиссии по делам религиозных организаций при Правительстве РФ А. Е. Себенцов. Разработанный рабочей группой документ был единогласно одобрен на заседании Правления РБО 24 февраля 2010 г.
Данный документ полностью соответствует традиционной для РБО религиозной практике. На протяжении многих лет в РБО по крайней мере один раз в неделю (по средам в 09-20) проходят молитвенные собрания с изучением Священного Писания, особенно в современных переводах. Последний год молитвенные чтения были посвящены книгам Псалмов, Экклесиаста и Руфь. Многие члены РБО регулярно участвуют в этих собраниях.
В декабре 2009 Библейское Общество провело общехристианскую библейскую молитву против принятия законопроекта, предусматривающего драконовские ограничения миссионерской деятельность в России , и направило свои возражения в Министерство юстиции РФ и Государственную Думу. Вскоре после этой молитвы авторы законопроекта (заместитель министра и директор департамента) потеряли свои должности в Министерстве юстиции РФ."

(конец цитаты)

Зачем РБО быть религиозной организацией? Как видно из остального текста доклада в противном случае РБО рискует попасть под более серьезное налогообложение. Но какую проблему порождает такой статут РБО? Проблему того, что православные клирики, а как мы видим в правление организации сейчас входит один московский протоиерей, оказываются членами еще некой РО, отличающейся от Русской Православной Церкви не только по своему названию и юридическому статусу, но также исповедующей некую "библейскую веру, в самом кратком виде изложенную в Никейском символе веры древней неразделенной христианской церкви", а также практикующей совместные религиозные ритуалы. Замечу, что исповедание не Никео-Цареградское!

Я уже спрашивал в нашем сообществе: может ли клирик Русской Православной Церкви быть членом иной религиозной организации? Тем более, в этом случае мы имеем ситуацию, когда данная организация декларирует вероучительные отличия от нашей Церкви.

Ну и наконец. Почему наша Церковь сама не может взять на себя ту просветительскую и научно-исследовательскую миссию, которую несло до сих пор Русской Библейской Общество? Ведь у нас имеются и серьезные библеисты, в той же МДА и ПСТГУ. У нас имеется и Синодальная Библейско-Богословская Комиссия. У нас имеется Издательство Московской Патриархии, которое вполне могло осилить широкомасштабную издательскую библейскую программу. Наконец, все эти усилия могли бы быть объединены, например, в Патриаршем Библейском Центре.
Tags: Библия, Церковь: границы и экуменизм, вопрос для Межсоборного Присутствия, книгоиздание и цензура, миссия, преступления клириков и мирян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments