http://www.bogoslov.ru/text/1237046.html
О св. Олаве:
http://norse.ulver.com/heimskringla/h7.html
"Он расспрашивал о том, как там соблюдалось христианство, и если узнавал, что плохо, учил народ правой вере. Тех, кто не хотел отказываться от язычества, он жестоко наказывал... у других приказывал покалечить руки или ноги или выколоть глаза. Некоторых он приказывал повесить или обезглавить, и никого не оставлял безнаказанным из тех, кто не хотел служить богу. (...) Он грозился убить, искалечить или лишить имущества тех, кто не захочет подчиняться христианским законам. Многих конунг жестоко наказывал. (...) Он велел схватить всех лучших людей в Лесьяре и Довраре, и они должны были либо принять христианство, либо лишиться жизни, либо бежать, если это им удавалось. У тех, кто принимал христианство, конунг брал для верности в заложники их сыновей. (...) Он созвал на тинг людей из Ваги, Лоара и Хедаля и грозил, что они должны либо биться с ним, и тогда он предаст огню их дома, либо принять христианство и отдать ему своих сыновей в заложники".
Выводы.
http://www.bogoslov.ru/text/1237046.html
"Таким образом, главным результатом диссертационного исследования мы считаем следующие выводы:
Необходимость включения святого Олава (Харальдссона), просветителя Норвегии, в святцы Русской Православной Церкви.
Прославление св. Олава наиболее обоснованным представляется в чине «равноапостольных» святых, как отражающее характер и значимость его христианского подвига – крещения Норвегии.
Целесообразность рассмотрения и утверждения Богослужебной комиссией РПЦ составленных богослужебных текстов святому Олаву: службы, включая кондак и тропарь, а также акафиста.
Желательность и своевременность возведения в Москве и других городах России храмов, посвященных Всем Святым неразделенной Церкви.
Конечно, Олав проявил определенную жестокость в своей миссионерской деятельности. (...) Но, во-первых, как считают некоторые ученые, «такая форма проповеди была совершенно не столь распространена, как многие думают. Когда Олав Харальдссон путешествовал вдоль берегов Норвегии с целью объединения страны и христианизации, народ, судя по всему, принимал Христианство без особого сопротивления»[43].
Во-вторых, по мнению авторитетного исследователя, «нужно отметить, что авторы саг могли преувеличивать жестокие моменты обращения (в новую веру)»[44]. В-третьих, христианство как единственная истина была, по глубокому убеждению св. Олава, благом для государства. (...) Кроме того, Олав Харальдссон применял силу лишь тогда, когда это касалось непосредственно национальных интересов, объединения страны и устранения причин возможного или фактического неспокойствия в государстве.
В-четвертых, как говорит об этом сам Олав перед последней битвой: «Бонды[45] заслуживают того, чтобы с ними поступили так, как вы предлагаете... Их жгли по моему велению, когда они отступались от правой веры и впадали в язычество, не слушая моих слов. Мы должны были тогда наказывать их за измену Богу.... Я могу простить измену мне теперь, но я не мог простить им их измену Богу»[46]. Таким образом, применение силы чаще всего имело место в случае отступления от веры".
Первый аргумент богослова: не всегда калечил и убивал, а только иногда.
Второй аргумент: сага не документ (впрочем документов об Олаве не существует).
Третий аргумент: цель оправдывает средства.
Четвертый аргумент: казнил за вероотступничество, а это правильно.
Пятый аргумент: "Все недоумения и сомнения в отношении св. Олава разрешаются фактом многочисленных чудес, через которые Господь его прославил. Можно выстраивать любые логические системы, психологически толковать те или иные действия, объяснять поступки политическими причинами и задачами, но объяснить множество чудес возможно, лишь признав святость подвига Олава Харальдссона". (В данном случае вопрос о документах не рассматривается).
Вопрос один: нужен ли РПЦ такой святой?