Вопрос по богослужению Недели крестопоклонной

Совершенно неожиданно был удивлен такой деталью, на которую как-то не обращал до сих пор внимание.
Тропарь Кресту вроде приравнивается к тропарю Господских праздников (тому же Воздвижению), после которых не поются Богородичны на "слава, и ныне". Почему тогда в Неделю крестопоклонную после тропаря "Спаси, Господи, люди твоя" даётся воскресный Богородичен того же гласа "Гавриилу вещавшу..."? При совершении всенощной праздника Воздвижения поется на утрене трижды "Спаси, Господи, люди Твоя". На Крестопоклонную было бы в таком случае логичнее петь дважды тропарь воскресный, и на "слава, и ныне" - тропарь Кресту. Но почему-то предлагается еще и Богородичен после него... Нет никакого этому объяснения?

Мученики из монашествующих в сане — преподобномученики или священномученики?

Внятного ответа на это вопрос в недрах Интернета не нашёл.

Реальная ситуация: убиенные архим. Вениамин (Кононов), последний настоятель Соловецкого монастыря, и иером. Никифор (Кучин) в Соловецком монастыре поминаются как преподобномученики. В Православной Энциклопедии они также именуются преподобномучениками: https://www.pravenc.ru/text/150271.html

А вот в Соборе Архангельских святых архим. Вениамин поминается как сщмч., хотя иером. Никифор — прмч.: http://www.arh-eparhia.ru/news/201/71640/

Иди в баню после работы

Распределение тропарей в песнях канона

Почему во многих канонах тропарей больше именно в 4й и 7й песнях? Например, 20 марта служба прпп. отцам, убиенным в лавре св. Саввы. В 1й и 8 песнях- 5, в 3,5,6,8 - 4, а в 4й-аж 7, в 7й- 6. В молебном каноне Богородице 5 тропарей тоже в 4 (ну еще и в 9) песни,а в других 4. И почти (или совсем?) нет примеров, когда больше тропарей в 3,5 и 6 песнях, чем в других. Почему так? Сначала думал, что из-за акростиха, но ведь какая тогда разница, как тропари распределяются...

Митенки

Сейчас не принято креститься в перчатках (не знаю, как было в XIX в.). А можно ли креститься в митенках (наблюдал сегодня)?

Конкретный вопрос: ударение в Служебнике

Понимаю, что мелочь. Но тем не мнее, не хотелось бы даже в мелочах ошибаться.
Всю жизнь слышал в на литургии в последнем (перед возглáсом) произносимом вслух фрагменте евхаристической молитвы:
«В пе́рвых помяни́, Го́споди … и́хже да́руй .. це́лых, че́стных, здра́вых…»
И вдруг сегодня, стоя на солее, слышу из алтаря:
«…и́хже да́руй .. це́лых, честны́х…»
Оказывается, в аналойном Служебнике (год издания не посмотрел, но московский, с "новым" диалогом по Херувимской) стои́т именно такое ударение! Проверил дома все имеющиеся карманные разных лет издания - нет такого ударения! Слово «чсныхъ» набрано по-славянски с титловым сокращением и без ударения, что подразумевает нахождение ударения именно под титлом - «че́стных»...
Отцы и братия, у кого в каких книжках какие варианты? И почему не «честны́х», а «че́стных»?

Причащение духовенства на Преждеосвященной литургии.

Почему потребляющему дьякону (или священнику, если он служит без дьякона) на литургии Преждеосвященных Даров по нашему Служебнику не допускается испивать от чаши во время причащения? Объясняется это тем, что он после должен будет потреблять Святые Дары. Ну, и что? Пусть потребляет. Какая разница: у престола начинать потребление, или у жертвенника?
У меня вопрос чисто технический. То, что некоторые принимают содержимое в чаши вино за Кровь Христову - другая тема.

Некорректная формулировка в известной молитве?

В храмах сейчас читают повечерие (в отличие от монастырей, на приходах его, кроме как Великим постом, практически не услышишь) — и снова меня посещают смутительные мысли относительно «Молитвы молебныя ко Пресвятей Богородице, Павла монаха обители Евергетиды, сиречь, Благодетельницы», читаемой почти в самом конце. Речь о её заключительной части, перед самым возглáсом:
«…неизреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи, юже и да улучу, Владычице моя, Пресвятая Богородице, Твоим ходатайством и заступлением, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь».
Словосочетание «Единородный Твой Сын», насколько я понимаю, может употребляться исключительно в молитвах к Богу Отцу, по отношению к Которому Бог Сын действительно является Единородным. Каким образом в этой молитве Христос назван Единородным по отношению к Богородице?
Или я чего-то не знаю, или объясните мне, почему на это никто не обращает внимания.

Великий покаянный канон на 1-й седмице Великого поста: кто как празднует?

Несколько отвыкший от приходской жизни, я на этой первой седмице получаю впечатления по полной программе. Разное приходилось встречать. Ну, то, что Канон начинают читать не после обычного начала и 69-го псалма, а после Великого славословия, этого я ожидал. Поэтому вчера спокойно разыграл короткий диалог с настоятелем, наперёд зная ответ на первый вопрос: а почему так? Как я и думал, в ответ услыхал: «Чтобы побольше  людей успело к концу повечерия на канон». Тогда я задал второй вопрос: «А что мешает назначить начало службы на полчаса позже и не коверкать устав?» После двухсекундной паузы мне ответили: «Я подумаю над этим». Ну, понятно, что сегодня было то же самое.

После Великого славословия хор начал петь ирмос. Открылась катапетасма. Открылись царские врата. Четверо священников в полном облачении в предхождении диакона со свещею царскими вратами вышли на середину храма, перекрестились-раскланялись и стали в каре. Каждый, начиная с настоятеля, прочёл по две песни, заключительную — настоятель, после чего вс процессия в преднесении свещи диаконом (который так и не произнёс ни слова, — получается, только ради свечи облачался и выходил?) проследовала царскими вратами в алтарь, после чего они были затворены.

Collapse )
Уставщик

Традиционное уведомление

По сложившемуся обычаю, в течение 1-й седмицы Четыредесятницы в нашем сообществе будет соблюдаться мораторий на одобрение новых записей, за исключением тем, напрямую связанных с богослужебными особенностями этих дней. Прочие записи, поступившие на модерацию, будут обработаны смотрителями сообщества в Неделю Православия.

Вопрос о посте в Неделю ваий

Вопрос от моего приятеля, не зарегистрированного в ЖЖ

"Уже порядочное время назад я полез в Яндекс искать уставные богослужебные указания на Неделю ваий (цветоносную), и не помню, как я формулировал поисковый запрос. По одной из ссылок я прочитал слова преп. Саввы Освященного, которые по смыслу сводились к тому, что не подобает ради нашего чревоугодия поедать рыбу лишая её жизни, поскольку она тоже имеет кровь, как и мы, и тоже хочет жить. Взяты они были, насколько я понял, из иерусалимского устава. Там же рядом была вроде бы и какая-то цитата из студийского устава. И в конце было написано (кажется, по-церковнославянски), что вот, два образа изъявихом вам, а вы уж сами для себя избирайте, что вам больше нравится.

Найти эту ссылку повторно я не смог, а я очень хотел бы найти эти слова преп. Саввы."

Уважаемые участники сообщества, может кто-нибудь знает источник?